Часть лекции Ламы Оле Нидала
Германия, 2002 год.
Есть одна вещь, которая меня по-настоящему радует, — что курсы, которые мы организуем, курсы о высшей мудрости Будды, о его целостном взгляде, — действительно хорошо получаются. Что на таких курсах у всех нас появляется больше воздуха в легких, и затем в жизни мы все чаще способны говорить не «либо то — либо это», а «и то, и другое». И это действительно хорошо, в этом и заключается весь смысл. Ум сам по себе свободен, но почему-то складывается так, что мы должны все время напоминать себе об этом. И после курса мы хотим поделиться с миром всеми добрыми переживаниями, которые появились в уме. И мы хотим использовать это в повседневной жизни — благодаря обещанию Бодхисаттвы, которое мы даем всегда в конце курса, и которое имеет очень глубокий смысл. Оно позволяет той силе, которую мы накопили на медитационном курсе, на Пхове, курсе Великой Печати или Нендро, приносить пользу всем. Она становится по-настоящему великой и распространяется повсюду.
И если мы уже к этому готовы, я хочу рассказать вам кое-что, имеющее отношение не только к духовному уровню, но и к уровню практическому. Я, как вы уже, наверное, заметили, — не самый лучший судья или «наблюдатель за явлениями» — я всегда нахожусь на розовом облаке высшего взгляда, где все совершенно. Это можно выразить другими словами: я замечаю ваше развитие — то, какими чудесными вы становитесь, но я не всегда серьезно отношусь к тем этапам, через которые вам приходится проходить на вашем пути. И здесь, как я уже говорил вчера, есть несколько вещей, на которые нужно обратить внимание. Сейчас, прежде всего, благодаря работе Кати, которая закончила университет на двадцать лет позже нас и поэтому научилась мыслить организованно, тогда как мы во время учебы только слонялись среди цветов, — у нас есть большое количество групп и организаций, которые очень активны. И нельзя допустить, чтобы за всем этим пропал сам человек. Мы не можем стать настолько совершенными и «гладкими», идеально организованными, чтобы мы перестали замечать друг друга и нуждаться друг в друге, чтобы каждый просто делал то, что надо, и шел дальше. Мы должны удерживать великий взгляд, но также уметь сохранять открытость к другим. Это по-настоящему важно. Я сам как датчанин — прирожденный демократ. Мы просто такие — все одинаково глупые в этой маленькой стране наверху, на севере. У нас нет того иерархического способа мышления, с которым можно столкнуться в других местах, где более древняя, глубоко укоренившаяся культура, много городов и монастырей. У нас просто этого нет. Но вы должны быть внимательны — стараться, чтобы вы не начали ссориться, чтобы среди вас не появились вдруг Папы Римские, которые все знают лучше, чтобы внезапно статус и форма не стали слишком важными. Если мы ссоримся со своими сестрами и братьями на Алмазном Пути — мы выбрасываем благословение лопатами или даже бульдозерами в окно — выбрасываем его без конца.
Есть три вида связей, которые мы должны сохранять. Первый — это связь с Учителем, потому что именно он является зеркалом, в котором мы можем увидеть свое истинное лицо. В случае таких учителей, как Кармапа, мы думаем, что учитель — Будда, а в случае таких, как Оле, — что он, по крайней мере, напряженно работает и старается делать все так хорошо, как только может. Независимо от того, что происходит, мы как можно лучше сохраняем связь с Учителем. Но это еще не все. Мы также должны сохранять связь с Учением. Это не означает, что нужно в глубоком волнении падать на колени перед каждым монашеским обетом, перед всем, что люди, живущие в монастырях, могут делать, а чего не могут, — ведь эти вещи не имеют ничего общего с нами. Мы должны думать, что все, что для нас хорошо, предназначено для нас — если же речь идет о других учениях, следует радоваться тому, что Будда дал очень много наставлений и для тех людей, у которых голова на плечах расположена совсем не так, как у нас. Вместо того, чтобы думать, что поучения странные, мы думаем: «Хорошие поучения — для кого-то другого и где-то в другом месте, для человека, который совершенно отличается от меня». Мы даже можем сказать: «Прекрасно, какое облегчение — я не должен беспокоиться обо всех этих случаях, Будда уже об этом позаботился». Важно вот так сохранять связь с Учителем, и столь же важно сохранять связь с Учением, понимать, что в нем содержится великая мудрость, и постигать ее.
Одновременно очень важно заботиться о наших связях с друзьями на пути. Мы друг с другом очень тесно «спаяны», на определенном уровне подсознания мы необычайно крепко связаны друг с другом. Пока мы хорошо относимся друг к другу, сохраняем свои связи, пока остаемся друзьями и опорой друг для друга — между нами может происходить полный взаимообмен.
Вот как это происходит: мы не видимся целый год, а потом каким-то образом наши «параллели» все-таки пересекаются, и оказывается, что мы стали друг другу еще ближе, все хорошее вдруг выступает на поверхность. Это работает так, потому что мы всегда связаны друг с другом на очень глубоких уровнях сознания. Все, что происходит, мы делим друг с другом. Все распространяется во все стороны, и у нас есть определенный выбор. Большинство из нас держит в одной руке мешок земли, а в другой — мешок золота. Что-то в нас — более обычное, глупое и привычное. А другие вещи — более особенные и внеличностные. Например, по-настоящему напряженная работа на благо других, дополнительные мили, которые мы преодолеваем, чтобы принести им пользу, особые усилия и достижения, исключительная отвага или что-то еще. Чем мы хотим делиться с другими? Мудрый человек делится с другими золотом, а глупый ковыряется в земле, спрашивая: «Что там происходит, что они еще натворили?» Вот что нам нужно развивать, вот с чем надо что-то сделать. Вы должны понять, что люди очень чувствительны. Когда их щекочут, они смеются, а когда их ранят, у них течет кровь, как пишет Шекспир в «Венецианском купце». Просто мы все — люди. А люди воспринимают все вещи как реальные, им кажется, что все происходит лично с ними, — поэтому мы должны думать об их потребностях, заботиться о них. Здесь речь идет не о том, чтобы создать слезливый клуб сентименталистов, нежно держащихся за руки, а лишь о том, чтобы мы всегда осознавали, что происходит с людьми, которые нас окружают. Вам нужно замечать, что все люди чувствительны по-своему. Это надо осознавать и проверять, все ли довольны. Может быть, с кем-то придется поговорить немного дольше, вложить в контакт больше энергии. Чтобы все чувствовали себя хорошо — это очень важно. Не только люди с разными характерами, но и люди, которые выросли в разных культурах.
Мы должны стараться стремиться к тому, чтобы все были довольны. Мы — фабрика, которая производит только один продукт — состоявшихся и счастливых людей, которые умеют лучше жить, лучше умирать и лучше перерождаться. У нас нет ни одного запасного конвейера, с которого в более трудные времена сходили бы, например, сапоги или зонтики.
Мы производим только людей, которые способны развить всю свою силу, которые умеют выражать богатство своего ума и свободно распоряжаться его огромным потенциалом. Поэтому каждый человек является нашей задачей. Не так, что мы решаем все за людей, что-то им навязываем или мажем их с одной стороны сахаром, а с другой — медом. Мы должны давать им достаточно пространства для их собственного развития, возможности для получения собственного опыта, а также радоваться тому, что они умеют. Мы должны всегда помнить, что это наша самая близкая семья, что мы с ними очень крепко связаны, — люди должны быть просто счастливы с нами. Они должны чувствовать, что мы их ценим, поэтому нужно давать им это понять.
В группах, в которых отношения между людьми натянутые, я советовал бы применить одно правило из датского парламента. Там, когда участники дебатов начинают нападать друг на друга, и ситуация становится трудной, очередной выступающий, комментируя высказывания других собравшихся, начинает каждую фразу словами: «Уважаемый господин депутат… » — и только потом добавляет, например: «…полный идиот и т.п.». Главное — не дать всей дискуссии опуститься на уровень личных обид и антипатий, которые никому не нужны и из-за которых все много теряют. Мы практикуем Алмазный Путь, наивысший уровень учений — мы используем методы, которые Будда передал своим самым близким ученикам. Это великая честь, что-то поистине фантастическое. Великие люди удерживали эту передачу 2500 лет, часто рискуя жизнью. Иногда в последний момент своей жизни они передавали учения, которые мы используем сегодня. Поэтому мы не можем вести себя слишком обычно и пятнать наше сотрудничество такими глупыми чувствами, как ревность или гордость. Также в обществе чиновников и бюрократов, к которому мы все принадлежим — также и мы на севере, — важно, чтобы не образовывалось иерархий, чтобы каждый отдавал лучшее и чтобы усилия каждого ценились. Чтобы возможности каждого использовались, и чтобы каждый чувствовал, что его помощь востребована. Люди должны видеть нашу благодарность за то, что они делают. Это также относится к нашему пути. Все эти обычные семейные склоки совершенно не годятся для наших встреч, для наших центров. Мы не являемся терапевтическими группами. Мы — это место, куда люди могут приносить все самое лучшее, поддерживать это и делать все самое удивительное, на что способны. Вот кто мы такие. Вы согласны со мной? Мы должны просто поддерживать хороший стиль. Это самое важное, правда.
Наши поучения — на высшем уровне, медитации — на высшем уровне, передача — на высшем уровне. Значит — и мы должны быть на высшем уровне.
Ви можете придбати цей журнал зі зручною для вас доставкою в Дхарма-шопі за адресою dharmashop.org.ua