Мы все хотим достичь счастья и избежать трудностей. Это общепринятая истина, которую признают не только буддисты.
Каждое живое существо стремится к счастью и хочет избежать страданий. Мы ищем работу, спутника жизни, заводим семью, избираем образ жизни и мировоззрение. Все это должно приносить радость как нам самим, так и другим. Мы хотим уберечься от неприятных ситуаций. Поэтому принятие Прибежища – это то, что мы делаем постоянно.
Мы придерживаемся тех жизненных принципов, которые будут приносить удовлетворение и реализацию, но удается ли нам их достичь?
Будда говорит, что в этом мире все взаимосвязано, обусловлено и несовершенно, поэтому в нем невозможно обрести окончательное, продолжительное счастье. Будда не отрицает того, что в мире есть счастливые переживания. Он говорит лишь то, что все обусловлено, и ничего нельзя удержать.
Привязываясь к приятным переживаниям, мы обрекаем себя на страдания, а в самсаре невозможно избежать страданий.
Главная причина страданий – неведение, так как оно ведет к разделению между переживающим, переживанием и переживаемым. Однако это противоречивое свойство ума можно преодолеть и таким образом достичь Просветления. Будда показал методы осуществления этого. Он учит нас осознанно работать с привычками.
Мы снова принимаем Прибежище, только в этот раз изменяется наше понимание. Мы осознаем, что поставленная цель – это высшая и окончательная радость вне обусловленных состояний. Будда показал это на примере собственного Просветления. Мы открываемся методам, которым он учил, и друзьям, с которыми вместе идем по пути и которые тоже могут нас чему-то научить.
В этих трех аспектах принимают Прибежище все буддисты мира. Мы называем их внешним Прибежищем или Тремя Драгоценностями: Будда, Дхарма и Сангха. Они обладают огромной ценностью, позволяя нам достигать своих целей, поэтому мы считаем их столь ценными.
Будда для нас – драгоценность, так как он показал, что Просветление достижимо. Не как бог или высшее существо, а как человек, который, как и мы, обладает природой Будды. Поскольку мы ее еще не распознали, он дает поучения о пути, чтобы открыть нам глаза, учит эффективным методам познания нашей собственной сути. Друзья на пути служат опорой и примером, это делает нас сильнее. Совместная работа в центре дает нам дополнительную поддержку. Когда их ум становится менее подверженным влиянию условий, а короткие моменты опыта уже стали потоком реализации, то они служат для нас примером.
В Алмазном Пути мы также работаем с внутренним Прибежищем – Тремя корнями: Ламой, Йидамами и Защитниками. Они – основа нашего развития. Они дарят нам осуществление и благословение и являются источником проявления всех качеств.
Учитель действует как непосредственное зеркало нашего ума. Благодаря ему Просветление становится столь же близким, как наша собственная кожа.
Если мы еще не можем видеть себя как женских или мужских Будд, то нам легче воспринимать Освобождение и Просветление вне нас самих. Здесь учитель показывает возможности и дает вдохновение, чтобы мы могли это сделать.
Средства, с помощью которых мы можем познавать различные аспекты Просветления, называют Йидамами. Они выражают мудрость или активность, полную радости, вдохновение и осознавание, подобное пространству. Йидамы связывают нас с нашей истинной природой и пробуждают наши качества.
Чтобы поддерживать состояние осознанности и развиваться ради собственного блага и для блага других, мы получаем защитные аспекты активности. Это сила, помогающая понять, что все происходящее наполнено смыслом и является шагом на духовном пути. Мы берем на себя ровно столько, сколько можем нести.
Наконец, мы понимаем, что все это возможно лишь благодаря Учителю. Он – наше тайное Прибежище. Его ум – это Будда, его речь – поучения, и его тело показывает Сангху. В его форме мы встречаемся с Просветлением, и только благодаря его присутствию становится возможным быстрое развитие. Это стимулирует нашу практику и наполняет нас благодарностью. Его бесстрашное присутствие в пространстве наполняет нас доверием. Его радость переживания всего происходящего как захватывающего придает нам силу, а его равностное сочувствие пробуждает нас к действию.
Мы учимся перенимать его качества и таким образом приобретаем внутреннего Учителя. Наше внутреннее переживание становится неисчерпаемым источником мудрости, который постепенно помогает постичь, что наш собственный ум- это единственное окончательное Прибежище. Это приходит не в виде знания, а как поток опыта. Это Прибежище позволяет нам однонаправлено покоиться в том, что есть, быть естественными и ощущать во всем вкус Просветления, осознавать, что все происходящее – совершенно.
Благодаря сочувствию и спонтанной активности мы становимся Прибежищем для других.
Франк Хун
«Буддизм сегодня» №5, 2004
Ви можете придбати цей журнал зі зручною для вас доставкою в Дхарма-шопі за адресою dharmashop.org.