Рафал Ковальчик
Часть 1
Цивилизацией обычно называют состояние общества на определенном историческом этапе развития. Индийская цивилизация всегда была обусловлена, скорее, общественной и философско-религиозной системой, чем производством материальных благ. Времена самого Будды и влияние его учения на развитие индийской цивилизации являются одним из последовательных этапов ее развития. Период доминирования буддизма в индийской культуре – с III в. до н.э. до конца VII века н.э. – считается периодом формирования азиатской системы производства, предшествовавшей феодализму.
Учение Будды призвано привести его последователей из состояния обычного сознания, остающегося под влиянием мешающих чувств и привычек, к Просветлению — реализации абсолютной истины. Чтобы достичь этого состояния, практикующие должны сочетать хорошие поступки с медитацией успокоения ума и проникающего видения. Так могут быть преобразованы все бесчисленные негативные кармические причины, приносящие страдание. Базисом всего развития служит накопление в уме практикующего позитивных или же приносящих счастье впечатлений. Исходя из того, какое значение имеет для буддийского пути качество жизни, вопросы политики и общественного развития никогда не были чужды буддистам.
Чакравартин — идеал буддийской мудрости
В сфере политики буддизм придерживается того, что правительство должно поддерживать благосостояние и мирное сосуществование своих граждан. Древние правители должны были осуществлять политику, которая соответствовала бы этическим принципам буддизма, и, кроме того, поддерживать сообщество практикующих — Сангху. Этот идеал правителя воплощает собой фигура Чакравартина — вселенского монарха, стоящего на страже развития Дхармы и счастья всего человечества. Еще в добуддийское время существовало представление и о самом Чакравартине, и о его обязанностях, которые, как и обязанности каждого местного правителя, были описаны в специальных собраниях инструкций — дхармасутрах. Они впоследствии стали основами уголовного и гражданского права.
Самым великим Чакравартином в индийской цивилизации считают короля Ашоку, благодаря которому буддизм в Индии стал проявлением нового общественного строя. В его правление закон Будды стал законом монархии. В государствах, принадлежавших кругу буддийской культуры, наблюдался постепенный отход от повсеместно присутствовавшей в древнем мире практики применения телесных наказаний и смертной казни. Как писал по этому поводу китайский путешественник Фа Хьен, еще до начала V века н.э. они были заменены штрафами и изгнанием.
Смертная казнь, в соответствии с буддийскими поучениями, не является методом, способствующим устранению преступных наклонностей индивидуума, в то время как осуществляемая с ее помощью месть вообще не может быть принята в качестве аргумента. Учение Будды постулирует возможность истинной, полезной для мира трансформации личности. Что касается такого радикального метода наказаний, как смертная казнь, то она лишает преступника всяких шансов на подобную трансформацию личности — таким образом, ее применение не приносит обществу никаких долговременных результатов. Чакравартин избегал войны и превосходства силы, заботился об атмосфере религиозной терпимости и благосостоянии подданных. В тринадцати высеченных на скале эдиктах, посредством которых Ашока оповещал подданных о своей политике, он отказывался от войны как метода разрешения противоречий и провозглашал идеал верховенства справедливости, или Дхарма-виджайю.
Ашока не был наивным пацифистом, но проведение необходимых войн он совмещал с применением принципов гуманности. Буддизм отучал воинственных соседей, например, кхмеров, тибетцев или монголов, от особенно варварских методов ведения войны. Правивший империей кхмеров Чакравартин Джайяварман VII добился того, что, несмотря на то, что его государство имело очень сильную армию, оно также прославилось как центр науки, культуры и искусства. Столица Ангкор насчитывала около миллиона жителей, что было непревзойденным мировым рекордом на границе ХП-ХШ веков. Такая политика, безусловно, способствовала интенсивному развитию буддизма и его широкой общественной популярности.
Генезис буддийской цивилизации
Буддийская цивилизация формировалась на протяжении нескольких веков в специфической среде, которой была Древняя Индия. Учение, переданное Буддой, стало одним из наиболее значительных феноменов культуры, которые переживали на своей территории не только Индия, но и большинство регионов Азии. Деятельность самого Будды и его последователей способствовала объединению разнородных азиатских культур того времени в целостное явление и привела к возникновению новой общественной формации — обществ, управление которыми осуществлялось в соответствии с буддийской практикой.
В VI веке до н.э. родина Пробужденного переживала период стремительного материального прогресса. Наступил Железный Век. Из обожженного кирпича, камня и древесины строились десятки городов и деревень. В городах были площади и места общего пользования, системы канализации, городской чертой служили укрепленные стены. Представители разных стран жили в отдельных кварталах. Учение Будды заняло свое положение в обществе именно благодаря горожанам. Благодаря развитию торговли благосостояние росло. Этому способствовал и переход индийцев от кочевого скотоводства к возделыванию земли, которое значительно облегчалось доступностью металлических орудий труда. Главной сельскохозяйственной культурой, по крайней мере, в королевстве Магадха, был рис, приносивший урожай дважды в год. Индия вовсе не была перенаселена в то время, хотя и была более густонаселенной, чем соседние провинции Персии. Геродот в V веке до н.э. писал в своей «Истории», что индийцы — самый большой из известных ему народов. Род Шакьев, из которого происходил Будда, насчитывал около полумиллиона человек.
Со времени Будды все большую роль в жизни индийцев играли государства. Небольшим конфедерациям кланов приходилось противостоять империалистическим амбициям соседей, например, королевства Магадха, которое, начиная с VI века до н.э., начало доминировать в Центральной и Северной Индии, а со времени царствования Ашоки охватывало практически весь полуостров Индостан. Маленькие государства во времена Будды, напротив, придерживались республиканского строя, ими управляли советы старейшин родов или же король, лишенный права передавать власть по наследству. Очень похожий общественный строй существовал в Средней и Восточной Европе еще в начале XIII века в языческих республиках славян, которым, как и их предшественникам в Древней Индии, со временем пришлось подчиниться империалистическим монархиям. Около VI века до н.э. экономически и политически оформились четыре королевства: Кошала, Магадха, Ватса и Аванти. Наиболее влиятельными были первые два из них, но относительно королевства Магадха сохранилось больше всего источников. В результате взаимного соперничества, через несколько десятков лет после Паринирваны Будды правители Магадхи добились полного доминирования в Северной Индии. Однако впоследствии им пришлось обороняться от вылазок персов, переживавших период силы и просвещения.
Влияние буддизма на культуру, характер правосудия и политику древних индийцев со временем усиливалось, что было связано с усилением влияния сангхи. Так же как и великие правители Магадхи, среди последователей Будды были правители тогдашних рыцарских конфедераций Индии, во главе с родами Личхави из Кошали и Маллами из Кушинагара. В состав сангхи входили представители всех каст, поскольку их происхождение до этого момента переставало играть всякую роль. Кастовое разделение индийского общества начало функционировать с появлением индоевропейцев, ариев, которые начали завоевание Индии с середины первого тысячелетия до нашей эры. Арийское общество было организовано в соответствии с системой варн. Это санскритское слово обозначает «цвет», что указывает на расовые причины разделения общества. Всадники, происходившие с территории современной Южной России и Украины, имели более светлую кожу, в отличие от завоеванных ими темнокожих дравидов, что также свидетельствовало об их последующем статусе в общественной кастовой иерархии. Более того, арии, вступавшие в кровные узы с завоеванными дравидами, обычно оказывались сброшенными в самый низ общественной лестницы. Однако некоторые племена, которые жили в то время в Индии, не придерживались этой системы. Как свидетельствуют древнебуддийские источники, народ шакьев не имел браминов, разделения на варны и не придерживался ведических ритуалов. Входившие в его состав племена были одновременно воинами и земледельцами. Индийцы, которые придерживались варн, считали их кшатриями — рыцарями.
В племенах, не организованных в варны, женщины занимали более высокое положение. Будда в своем учении не ставил возможность достижения совершенства в зависимости от цвета кожи, половой принадлежности или профессиональных занятий. Поэтому в сангхе не было недостатка в представителях разных каст: торговцев (Анатхапиндика или Яса), браминов (Шарипутра или Маудгалаяна), врачей (Дживака) или славных воинов (Упасена). Известными учениками Будды были разбойник из Кошали по имени Ангулимала и объект преклонения жителей Вайшали — проститутка Амрапали. Однако решающее большинство среди последователей Будды составляли люди из рыцарского сословия и наиболее влиятельных слоев общества. Когда пришло время Паринирваны Будды, около 480 г. до н.э., к месту смерти мастера прибыло множество отпрысков разных династий и влиятельных учеников Будды. При дележе останков после кремации едва не дошло до войны, которой все-таки удалось избежать благодаря справедливому разделению реликвий между самыми влиятельными сторонниками буддизма.
Для судьбы цивилизации самым существенным оказался тот факт, что у Будды были ученики среди наиболее влиятельных людей того времени. Буддистами стали все наиболее влиятельные правители Индии той эпохи. Среди них мы обнаруживаем Шренику Бимбисару (546-494 гг. до н.э.), короля наибольшей древнеиндийской монархии — королевства Магадхи, а также его наследников. Великим последователем и покровителем Будды, который даже подвергался наказаниям за то, что откладывал государственные дела по причинам религиозного характера, был правитель королевства Кошали — Прасенаджит. Именно при его дворе в столице Шравасти состоялся большой диспут, поединок Будды с шестью сотнями наиболее ярых оппонентов Дхармы. Они были браминами, представлявшими разные направления философии, такие как крайний скептицизм или материализм. Кроме того, пришли адживики и джайны. Будда одержал блестящую победу в этом споре, благодаря чему его авторитет и популярность возросли еще больше. При содействии короля Бимбисары буддистом стал и король Такшасили по имени Пуккусати. Среди тех, кто принадлежит к тибетской традиции, учеником Будды стал король Уддияны, Индрабодхи, правитель королевства, которое находилось на территории Северной Индии, которому Пробужденный дал тантрические посвящения.
Бимбисара занял трон королевства Магадхи в 546 г. до н.э. Он был первым покровителем Будды и сообщества его учеников. Он был знаком с Сиддхартхой, когда тот еще не был великим учителем, но был просто аскетом, который находился в поисках истины. В возрасте 30 лет Бимбисара услышал поучения Будды и решил стать мирским последователем буддизма. То, что даже такой великий правитель вступил в сангху, указывает на то, какова была сила вдохновения, исходившего от Будды. Бимбисара так же, как и его наследники, буддийские правители Магадхи, подарил сангхе парки и сады, которые стали местами медитации. Еще при жизни Будды в столице королевства Магадхи Раджагрише возникло 18 буддийских монастырей.
Новые государственные инвестиции и растущее число последователей Будды меняли лицо культуры древней Индии. Бимбисара и его наследники поддерживали буддистов, заботились об их содержании и здоровье. Такой подход стал быстро приносить пользу всему обществу, поскольку строились больницы, места бесплатных стоянок для путешествующих купцов, которые были доступны для всех индийцев. Буддийские правители очень гуманно относились ко всем слоям общества. Буддизм побуждал к терпимости, мягкости и эффективности, как благодаря духовным успехам самих буддистов, так и благодаря быстрому увеличению всего буддийского сообщества.
С другой стороны, популярность монашеского сообщества и монастырской жизни ограничивали естественный прирост населения. Это был довольно серьезный фактор, исходя из необходимости поддержания экологического равновесия в некоторых все более населенных районах Индии, в которых и средства производства, и квалификация местных жителей были недостаточными. Эта проблема всегда сопровождает развитие человечества, примером чего служат проблемы современного мира, связанные с эксплуатацией природных ресурсов и перенаселением.
Источники говорят о Бимбисаре как о твердом, энергичном организаторе, который без всяких сомнений устранял бездарных функционеров, вызывал старейшин на совещания, строил плотины и дороги и, кроме того, обошел пешком все свое королевство, следуя примеру своего учителя – Будды. Король прекрасно отдавал себе отчет в том, насколько благотворно Дхарма влияет на культуру его страны. После одной из встреч со старейшинами 1000 деревень Магадхи Бимбисара отправил их всех на встречу с Буддой, который благодаря силе своих учеников и собственным пожеланиям блага и счастья всем существам смог вдохновить этих старейшин на работу с умом.
Бимбисара представляет собой типичный пример Чакравартина. Он поддерживал хорошие, мирные отношения с соседями, выказывал вежливость правителям далекой Гандхары, которая лежала в верхнем течении Инда. Его единственной военной добычей было королевство Анга, находившееся на границе современной Бенгалии. Столица Анги Чампа была в то время важным речным портом, из которого начинались торговые пути по течению Ганга, вдоль побережья к Южной Индии. Оттуда привозили драгоценности и коренья, товары, в которых очень нуждались жители севера. Кроме Анги, Бимбисара включил в состав Магадхи округ Кази, который был приданым его жены, сестры Прасенакджита, короля Кошали.
Бимбисару отодвинул от власти его сын Аджаташатра (493-462гг.), который заточил отца в тюрьму, где морил его голодом. Эти события совпали с выступлением Девадатты, первого помощника Будды, который присвоил себе достижение уровня реализации, равного самому Будде, и жаждал возглавить сангху. Дошло даже до нескольких покушений на жизнь Шакьямуни. Китаец Фа Хьен записал, что и в начале V века н.э. люди, жившие на месте прежней столицы королевства Магадхи, по-прежнему помнили о тех событиях. Именно там брамин Ниргранатха, один из главных оппонентов Будды среди браминов, готовил отравленный рис, чтобы отравить Будду, а король Аджаташастра напоил вином слона, чтобы тот убил Будду. Организаторы покушений не достигли своей цели. Будда, в соответствии с буддийскими передачами, не только сохранил жизнь, но и раскрыл авторов этих интриг. Вся карьера Девадатты закончилась его собственной смертью, а его сообщник Аджаташастра стал учеником Будды.
Спустя некоторое время после Паринирваны Будды, около 480 г. до н.э., собралось первое по-настоящему большое собрание учеников Просветленного в Раджгрихе. Оно состоялось по настоянию Махакашьяпы, который пользовался огромным авторитетом среди членов сангхи. Задачей этого собрания было создание единого корпуса поучений и определения стратегии действий на ближайшее время. Как говорит об этом традиция Махаяны, должна была состояться встреча реализованных Бодхисаттв. Король Аджаташастра построил для нужд собравшихся огромный зал. Собранием руководил Махакашьяпа. Упали должен был воспроизвести по памяти наставления Будды относительно правил монастырской дисциплины, Винайи, в то время как заданием Ананды было произнесение Сутр вслух. Результаты работы Собора регистрировали путем записи на приготовленных заранее пальмовых листьях, коре и медных табличках. Последние в то время служили для увековечения норм гражданского права.
Вскоре после этого Собора справедливый король Кошали, Прасенаджит, так же как и его друг Бимбисара, был устранен от власти своим сыном и умер. Новый правитель Кошали Вирудака атаковал и уничтожил независимое племя шакьев, живших у подножья Гималаев. Со времени агрессии Вирудаки упоминаний о роде Будды больше нет. Среди буддийских передач есть и такие, которые повествуют о том, что Будда спасся чудесным образом среди всей этой резни. Независимо от подобного рода не вполне достоверных фактов, которые присутствуют в цейлонской традиции, большинство историков, которые занимаются историей Древней Индии, считают, что королевство Кошали было поглощено все более усиливающейся Магадхой. Ко времени индийских походов Александра Македонского, которые пришлись на 328 г. до н.э., она еще сохраняла свое лидирующее положение в Индии. Через сто лет после Паринирваны Будды был созван второй Собор буддистов. Большинство источников единодушны относительно причин этого собрания. Это произошло около 380 года до н.э. в Вайшали и было инициировано Яссой — учеником Ананды. Состоялся диспут, который касался правил монахов и упорядочения буддийских поучений. Должна была отделиться школа Махасангиков, которую большинство буддологов считают школой первичной Махаяны, второго после Хинаяны направления буддийской Дхармы. До половины III века самые большие «корпорации» буддизма уже сложились: Школы стхавиравадинов, махасангиков, пудгалавадинов и сарвастивадинов. Путем дальнейшего разделения этих направлений возникли все семнадцать школ современного буддизма.
Ви можете придбати цей журнал зі зручною для вас доставкою в Дхарма-шопі за адресою dharmashop.org.