Рафал Ковальчик
Часть 2
Нашествие греков перевернуло политические устои Индии. На арене появляется династия Маурьев (324-187 гг. н.э.). Основатель этой династии, Чандрагупта Маурья, был союзником Александра Македонского. После ухода греческой армии он принял правление государством Магадха. Первые Маурьи, которые были джайнами, создали сильный государственный аппарат и огромную 700-тысячную армию, благодаря которой подчинили своей власти большую часть территории Индостана.
Около 270 г. до н.э. королём Магадхи стал внук Чандрагупты, Ашока. Его правление, длившееся до 236 г. до н.э. стало временем наибольшего влияния буддийских поучений на характер цивилизации Индии. На восьмой год своего правления Ашока стал упасакой, или буддистом-мирянином. После завоевания последнего участка независимой от Маурьев Индии, государства Калинги, что произошло около 260 года, политика императора уже была тесно связана с постулатами буддизма: Ашока решил установить «правление Дхармы». Через 200 лет после ухода Сиддхартхи Гаутамы, Будды, его Учение и Сангха стали самыми мощными формообразующими факторами в культуре древних индийцев, находясь, тем не менее, в условиях очень сильной философско-религиозной конкуренции. Ашока вошёл в историю как величайший и благороднейший правитель за всю пятитысячелетнюю историю индийской цивилизации и как один из величайших монархов мировой истории. Главными мотивами политики Ашоки были: гуманизм в вопросах внутренней политики и отказ от ведения захватнических войн. Но самой интересной была именно внутренняя перемена, произошедшая с самим королём. Из недальновидного политика и воина, прибегавшего к насилию и коварству, которого называли до этого Чандрашока, или Ашока Уничтожитель, он превратился в первого в истории человечества пропагандиста всеобщего мира и отказа от агрессии, за что удостоился имени Ашока Справедливый. Его империя, после завоевания Калинги (Орисса и Ганджам — центральный восток Индии с устьем реки Магадхи) около 260 года до н.э. охватывала практически весь Индостан, за исключением его южной части. На севере царство упиралось в Гималаи и простиралось вплоть до Кашмира, Хотана в центральной Азии. На западе оно охватывало всю дельту Инда и также Араходжу, территории сегодняшних Пакистана и Афганистана. На востоке в состав империи вошло королевство Вага, а граница достигала устья реки Брахмапутры до Бенгальского залива. На юге территория империи достигала истоков реки Тунгабхадры, за исключением крохотных государств Цолы, Кералапутры и Панджи. Эдикты, высеченные на скалах и колоннах, которые оставил после себя Ашока, до сегодняшнего дня остаются одними самыми древними и удивительными свидетельствами той древней эпохи. Эти адресованные подданным послания являются историческими свидетельствами устоев государства Ашоки, характера его политики и права. До настоящего времени обнаружено около 36 надписей разной величины, выполненных на харошти, греческом, арамейском и брахми, рассыпанных вдоль границ государства, а также установленных на важных участках внутри страны.
Законы, установленные и охраняемые королём, в европейской историографии называются Хорошим Законом. Сам Ашока использовал определение «дхарма». Некоторые историки придерживаются мнения, что Хороший Закон — дхарма Ашоки — не была тождественна понятию «Дхармы», которое соответствует учению Будды. Это было собрание общественного и естественного права индусов. Но, например, в указе на каменной таблице в Байрате, Ашока определяет Хороший Закон как тождественный буддийской Дхарме. Там же он приводит список буддийских текстов, из которых заимствованы положения его Хорошего Закона. В указе из Маски, в южной Индии, Ашока учит, что соблюдение норм Хорошего Закона приводит к прогрессу на пути духовного развития.
Существует несколько традиционных версий предпосылок, почему король стал буддистом. Ашока склонился к этому либо под влиянием потрясений, вызванных ужасами войны с Калингой, либо в результате того, что он был восхищён силами, которыми владели мастера буддийской медитации. Возможно, личный учитель Ашоки Моггалипуттатиса, известный также как Упагупта, который был великим учёным и достиг состояния архата, пробудил в Ашоке доверие к Учению Будды. Вторая версия кажется более правдоподобной, если учесть тот факт, что к моменту начала войны с Калингой Ашока уже был буддистом. Эта война проходила примерно в 260 г. до н.э. и, если доверять сохранившимся в эдиктах сведениям, была очень жестокой. После победы было депортировано около 150 тысяч человек, а потери составили около 100 тысяч убитыми. С тех пор, согласно самому объёмному эдикту Ашоки, победа Хорошего Закона была для Ашоки единственной желанной победой.
Король возглавлял государственную систему имперской Индии. Он обладал всей полнотой законодательной, исполнительной и судебной власти. Огромную роль в правлении империей играли священники — брамины, которые были личными учителями правителей. Король сотрудничал с совещательным органом — советом, который носил название «монтрипаришада». В его состав входили пользующиеся доверием чиновники и представители аристократии. Царская власть осуществлялась с помощью огромного бюрократического аппарата, которым управляли несколько министров. В принятии окончательных решений король теснее всего сотрудничал с самым высоким по иерархии министром, которым часто был пользовавшийся наибольшим доверием брамин, либо буддийский мастер. Кроме того, существовал аппарат казначейства. Сборщики налогов собирали дань, которая использовалась для поддержания королевского двора, королевских владений, армии и администрации. Так же как и в других древних империях, значительную роль в функционировании государства играли общественные работы, в рамках которых строились оросительные системы, укреплялись берега главных рек, строились дороги, возводились и поддерживались храмы и монастыри. Территориальная администрация была организована в городские и сельские аппараты. Во главе округов и деревенских объединений стояли старосты, обладавшие гражданской и полицейской властью. Города управлялись чиновниками, подчиняющимися непосредственно королю, которые сотрудничали с городскими советами. Центральная администрация контролировала местную. Индийская модель государственного устроя значительно отличалась от современных систем средиземноморья или Китая. В Индии была сильная королевская власть, но существовали области, которые король не мог контролировать и подчинить себе. Это были места, где так называемые дикари жили вне системы варн. Ашока возобновил введённую уже во времена Будды Шреникой Бимбисарой, практику осмотра своих владений. В скальном эдикте из Гимара король утверждает введение инспекционных и миссионерских поездок каждые пять лет с целью укрепления Хорошего Закона, и проведение инспекций на территориях округов государственными функционерами. В 258 году
Чакравартин совершил длительную поездку в Бодхгайя, где Будда Шакьямуни достиг Просветления. Именно там у него возникла идея увековечить свои законодательные инициативы с помощью эдиктов, высеченных на скалах и колоннах. В том же году, по приказу короля, было завершено строительство парков и храмов для медитации. Ашока провозгласил терпимость по отношению ко всем религиям. В 256 году он отдал два грота, высеченных в горах Барабар, адживикам, которых критиковали и джайны, и буддисты. Вся деятельность короля была направлена на служение обществу. В этом ему были призваны помогать специально назначенные королевские уполномоченные по надзору за применением Хорошего Закона, служебным долгом которых была забота о благосостоянии и благополучии его подданных, и разрешение их забот и трудностей. Ашока, как и все покровители буддизма из Магадхи, строил учреждения публичного использования. Выкапывались колодцы, вдоль дорог высаживались деревья, дававшие тень в жару, строились постоялые дворы для путешественников, высаживались фруктовые сады. Для улучшения медицинского обслуживания людей и животных, король приказал разводить лекарственные растения и открывал больницы. Правитель, кроме всего
прочего, наставлял соседей. В 13-м указе были перечислены иностранные правители, в основном греки, до которых дошли послания Хорошего Закона. Это были:
- Антиох 2-й Сирийский, король Вавилона и Сирии (261-247/246 гг. до н.э.),
- Птолемей 2-й Филадельфос, король Египта (282-247),
- Антигон Гонат, король Македонии (277-240),
- Магас, король Цирены (правил около 50 лет, умер около 250года),
- Александр Египетский (279-255).
Король пропагандировал отказ от захватнических войн. Традиционная система территориальной экспансии уступила место концепции завоеваний с помощью дхармы, которую в этом случае понимали как «справедливость». Личный пример, как гласит Учение Будды, является самым эффективным орудием вдохновения. В своих эдиктах Ашока утверждает, что этот метод позволил ему установить мирные связи и союз с вышеназванными греческими королями, а также внутри собственной империи, с независимым югом индийского субконтинента, на Цейлоне. Вероятно, король был убеждён, что, подавая пример своими просветлёнными действиями, он сможет убедить соседей следовать этому, что в свою очередь приведёт к мирному сосуществованию. Этот древний своеобразный просветлённый абсолютизм позволил Маурьям успешно управлять государством ещё около ста лет, и имел определяющее значение для развития буддийской цивилизации.
Около 244 г. до н.э. было созвано 3-е собрание Сангхи в Паталипутре. Согласно передаче школы Стхавиравадинов, доминировавшей в ту пору в Индии, это собрание было созвано Ашокой, в ответ на требование его мастера Тиссы Могалипуттры, которого беспокоили раздоры внутри Сангхи. Меценат короля привлекал в Сангху разных аскетов, практика которых противоречила буддийскому учению. Тисса написал и представил во время этого собрания трактат под названием «Пункты Противоречий», в котором подверг анализу взгляды псевдобуддистов. Произошёл конфликт с остальными школами буддизма, главным образом со школой Сарвастивадинов. Им пришлось перебраться на северо-западную территорию империи Ашоки — Матхур и Кашмир. В эдикте на колонне в Сарнатхе король предупреждает о том, что стоит на страже единства сообщества практикующих. Это, особенно, относилось к монахам и монахиням, живущих в монастырях: «если же кто-нибудь, брат или сестра, стал причиной раздора в Сангхе, — должен носить белые одежды и жить вне монастыря». Возможно, именно это стало причиной появления среди буддистов традиции носить белые одежды, возникшей в средневековом Тибете. Во время этого собора углубился спор с Махасангхиками, критиковавшими теорию о равнозначности состояния архата и Будды.
Некоторые историки утверждают, что это было началом влияний постепенно прогрессировавших школ первичной Махаяны, что было заметно уже во время 2-го собора в Вайшали. Махасангхики и Сарвастивадины должны были стать предшественниками Махаяны. Но это положение опровергается самими буддистами. Они полагают, что все школы и направления буддизма были переданы непосредственно Буддой Шакьямуни, и истоки школ Махаяны нужно искать ещё при его жизни, что не совпадает с мнением многих буддологов о том, что Махаяна родилась в более позднее время, в результате дальнейшего разделения буддийских школ и эволюции самого буддизма. Цейлонские хроники гласят, что после буддийского собора в Паталипутре собравшиеся там буддисты пришли к выводу о том, что для расцвета учения необходимо безотлагательно отправить миссионеров в другие страны. В результате Магинда, брат или сын Ашоки, был отправлен на Цейлон.
Несколько десятилетий правления Ашоки — это время мира и расцвета как государства, так и буддизма, а также укоренения Хорошего Закона, опирающегося на Учение Будды. Корнем буддийской этики стали Четыре Неизмеримые:
1. Доброжелательность — обещание дарить счастье всем чувствующим существам;
2. Активное сочувствие — способность освобождать существ из состояния страдания;
3. Радость — в основном за счастье других;
4. Равностность — уравновешенное отношение ко всем существам без привязанности к близким и оскорбительного пренебрежения к своим врагам.
Наиболее характерными чертами правосудия при Ашоке были ахимса и пропаганда мирного сосуществования всех существ. Ахимса дословно переводится «не ранить». Предметом первого наскального указа является запрещение ритуальных убийств. В пятом указе содержится список животных, подлежащих охране, и запрещение охотиться на них и убивать ради еды. Во втором указе Ашока провозглашает введение двух видов медицинской помощи: для людей и для животных. Этот указ содержит распоряжение о необходимости выращивания лекарственных растений.
Ашока гордится своими реформами и говорит о том, что становится возможным то, что было не возможно раньше. Имеется в виду королевский запрет лишать жизни живых существ, причинять им вред, а также необходимость выражать уважение к родственникам и родителям. Понятие ахимсы тождественно активному сочувствию. Оно означает совершение позитивных действий. Будда знал, что человеческое счастье опирается на доступность основных благ, каковыми являются одежда, пища, жильё, транспортные средства и лекарства. Счастье, связанное с материальным уровнем является базовым стремлением всех чувствующих существ. Будда называл щедрость и благотворительность факторами, гарантирующими успех и благосостояние в будущем. Ашока и сам практиковал подобные действия. Он создал институт специальных чиновников, в функции которых входил надзор за благосостоянием граждан. В указе 4 можно прочитать о начальниках деревенских округов, которые осуществляют управление сотнями тысяч людей. Ашока дал им полную свободу действий в отношении принесения пользы людям и соблюдения справедливости. Они должны были заботиться о благосостоянии и удовлетворении населения провинции, а это должно было пробудить уважение к государству со стороны общества. Королевские уполномоченные были обязаны заботиться о благосостоянии подданных и потребностях как господ, так и слуг, как браминов, так и мирян. Они должны были заботиться о тех, кто утратил опеку. Ахимса — это не специфически буддийское понятие, им пользуются также и индуисты. Буддийская ахимса вытекает из Срединного пути буддизма — важнейших указаний Будды, касающихся развития последователями Дхармы мудрости и сочувствия. Буддийская ахимса опирается на здравый смысл и должна применяться таким образом, чтобы приносить пользу всем чувствующим существам. В принципе понятие ахимсы согласуется с вышеуказанным определением Хорошего Закона из указа Ашоки, а также с перечисленными Четырьмя Неизмеримыми.
Во внутренних делах государства Ашоки новая политика воспринимается как смягчение сурового древнего понятия справедливости. Буддийская традиция говорит о том, что царь Ашока запретил применять пытки во время следствия, а часть историков считает, что и применения, повсеместно использовавшейся в то время, смертной казни. Смертная казнь в Древней Индии применялась во множестве случаев, как наказание по многим категориям преступлений. Нам неизвестен список форм смертной казни, применявшихся во времена Ашоки, но в древней истории было известно несколько основных причин её применения. Смертная казнь ожидала преступника за избиение или причинение увечий со смертельным исходом, распускание слухов (клевета), кражу домашних животных, государственную измену, убийство отца, матери, сына, брата или святого аскета. Эта же мера наказания могла применяться в отношении тех, кто разрушал оросительные и мелиорационные сооружения или распространял упаднические настроения в армии. Известна история о том, как король Ашока вмешался в дела буддийских монахов. Узнав о споре внутри общины одной из самых крупных буддийских школ того времени, он, без всякого расследования, приговорил к смертной казни лиц, подозреваемых в разжигании конфликта. Когда всплыла правда о невиновности казнённых, Ашоке пришлось извиниться перед монахами. Кроме таких отдельных случаев мы обнаруживаем в 3-м Великом Скальном Эдикте провозглашение отказа от лишения жизни кого бы то ни было. В указе 2 Ашока похваляется тем, что ввёл в действие запрет на убийство, как людей, так и животных. В эдикте, провозглашённом в Брахмагири, кроме этого он приказывает, чтобы«защита жизни и её безопасность были обеспечены». Далее в указе 13 Ашока, сожалея по поводу крови, пролитой во время войны с Калингой, обещает прощать вину в той мере, в которой она может быть прощена. Примером применения королевского закона служит запись из указа 2, которая касается «дарования зрения». (Это связано с применением наказания выкалывания глаз, применявшемся в древней Индии как наказание за наиболее тяжёлые преступления, прежде всего за государственную измену). Для осуждённых на смертную казнь исполнение приговора откладывали на три дня. В течение этого времени их родственники могли ходатайствовать о сохранении им жизни. Ашока применял закон о помиловании и амнистию. Помилование часто было приурочено к каким-либо важным годовщинам или праздникам. На протяжении первых лет своего правления он двадцать пять раз применял право даровать свободу узникам. Это не распространялось на варваров, которые сами прибегали к насилию и убийству. Ашока желал для всех существ «уверенности в завтрашнем дне, владения собой, беспристрастного поведения, кротких нравов».
Правосудие вершили высшие административно-судебные органы городов и деревень. Ашока непосредственно контролировал деятельность судей, предупреждая их о том, что считает подданных собственными детьми. В каждом округе раз в пять лет должен был проводиться специальный
контроль. Инспектора должны были проявлять благоразумие, не быть жестокими и вспыльчивыми. Они должны были знать все инструкции царя и следить за их соблюдением. Кроме того, все управляющие большими городами были обязаны высылать подобные группы инспекторов для контроля провинций, с интервалами не более трёх лет. В указе 1 из Ориссы Ашока даёт следующую инструкцию для своих чиновников, осуществляющих правосудие: «Бывает, что человека сажают в тюрьму, или даже подвергают пыткам, но оказывается, что он приговорён к заключению безосновательно, и при этом страдает множество других людей. Поэтому вы должны сохранять беспристрастность». В 5-м Великом Скальном Указе государственным чиновникам вменяется в обязанность забота об узниках и предоставление им помощи в случае трудностей. Королевские надзиратели должны стараться смягчать приговоры в случае, если присутствуют обстоятельства, уменьшающие или смягчающие вину, например, незнание действующих законов или же невменяемость обвиняемого. Такие узники должны были быть освобождены. При рассмотрении кассационных жалоб должны были дополнительно учитываться обстоятельства, видетельствующие в пользу обвиняемых. Это, прежде всего, касалось инвалидов, нищих, людей на чьём попечительстве находились малолетние дети и старики.
Ашоку считают одним из наиболее благородных правителей в истории древней Индии. Большую часть своей жизни он посвятил сохранению приобретений деда и отца — Чандрагупты и Биндусары Маурьев. Он добился этого благодаря эффективной внутренней политике, опиравшейся на неутомимую службу государству и обществу. Кроме того, ему удалось заключить полезные договора с соседями и расположить их к себе. Сегодня нам неизвестно, что стало причиной того, что Ашока, после завоевания Калинги, не только сам не воевал, но и не подвергался никаким нападениям извне.
«Буддизм сегодня», №9, 2007 г.
Ви можете придбати цей журнал зі зручною для вас доставкою в Дхарма-шопі за адресою dharmashop.org.