Будда и любовь

Лама Оле Нидал

отрывки из книги

В Германии эту книгу напечатало издательство Knaur MensSana. В Интернет-списках бестселлеров книжного рынка, составленных телеканалом ARD, она занимает десятую позицию (по состоянию на 2007 год).

Бывают плохие и хорошие времена — это, конечно же, знают все. Во всех приятных ощущениях, которые сложно переживать во всей полноте момента здесь и сейчас, скрывается также и боль, поскольку ничто не вечно. Когда заканчиваются приятные условия, вместе с ними уходит и хорошее чувство. И, даже если благоприятные жизненные обстоятельства, деньги или общественное признание являются значимой частью нашей жизни или вообще составляют всю жизнь, где-то за всем этим всегда просматривается надвигающаяся потеря. Вместо развития и честности по отношению к обусловленности своего состояния, мы ищем лишь новых удовольствий и развлечений.

Если мы знаем мир, то даже в хорошие времена мы не будем исключать возможности, что могут наступить и плохие. Это знание о всё время нависающей над нами угрозе непостоянства — первое, очень тонкое проявление страдания. Но когда к нам приходит грубое страдание — физическое или умственное, или и то и другое вместе, то нам кажется, что все в мире против нас: мы теряем все точки опоры, и не доверяем тому, что и это состояние когда-нибудь тоже закончится. Страдание тогда пронизывает каждый нерв в нашем теле, каждую клетку мозга и все движения ума. В буддизме это называется «страдание страдания». И пока человек не контролирует своё состояние ума, каждое мгновение будет наполнено болью, безнадёжностью, отчаянием и страхом перед будущим. Ни подбадривающие и сочувственные слова и действия друзей, ни социальная опека не принесут желанного облегчения в момент расставания с любимыми, смерти, потери большого количества вверенных кому-либо денег или общественном позоре.

Итак, все надеются на то, что жизнь будет дарить только приятные переживания. Тем не менее существа (кто чаще, кто реже) страдают из-за непостоянства, и порой на них обрушивается действительно сильная боль.

Но существует ещё третье состояние неудовлетворенности, которому подвержены все до достижения Просветления, — страдание неведения. Вряд ли мы помним себя в материнской утробе, во время рождения, не говоря уже о прошлых жизнях, и можем лишь предполагать, что произойдёт в будущем. Это неведение тоже является завесой ума и препятствием для счастья, и приподнимается эта завеса у немедитирующих лишь в короткие мгновения жизнеутверждающих переживаний. Если не развиваться и не находить вневременные ценности, то, согласно буддизму, всевозможные события и ощущения, в том числе болезненные, так и будут повторяться из жизни в жизнь. Это называется круговоротом обусловленного мира, на санскрите «сансара». В этой главе мы рассмотрим некоторые, связанные с этими обусловленными состояниями, повседневные ситуации в отношениях между полами.

Партнёрство

Быть друг для друга

В открытых, глубоких и честных партнёрских отношениях происходит всестороннее обучение, включающее в себя все области жизни. Связь создаёт как пространство, так и радость, и предоставляет свободным людям увлекательные возможности соприкоснования, ведущие к росту. Решение быть друг для друга означает для пары как ответственность, так и чувство защищённости. Оно растворяет привычные реакции и открывает возможности для быстрого человеческого развития. Если оба стараются удовлетворять желания друг друга, тогда наиболее приемлемы отношения «один плюс одна», дарящие обоим жизнь, богатую новым опытом.

У каждой пары вырабатываются отличные от других модели поведения. Это включает в себя своеобразный кодовый язык: ласкательные имена, жесты, которые являются знаками любви или напоминают о каких-то совместных событиях и переживаниях. Так формируется сильное чувство «мы»; это относится также к тому, как люди приветствуют друг друга, прощаются, когда и как они едят, как проводят вместе вечера, и так далее. Эти маленькие привычные особенности помогают расслабиться после рабочего дня, усиливают взаимное доверие. Другие люди могут со временем научиться понимать эти ритуалы и чувствовать себя своими в близком кругу общения. Если же знакомые любовные обычаи исчезают, а новых не возникает, то связь ослабевает. Но и постоянный повтор легко может стать тюрьмой и парализовать отношения, если в нём нет осознанности и любви. Для пар, не углубляющих внутреннюю силу своей связи с помощью медитации особенно важно, чтобы знаки внимания не превращались в пустой звук: нужно осознанно реагировать на них, и снова и снова быть благодарными, благодаря чему вдыхать жизнь в магию взаимообмена. Это согревает и соединяет сердца.

DWBA10149_10_08_20_ks_5340-scrБуддисты видят в отношениях мужчины и женщины много ценного. Чтобы сделать совместную буддийскую жизнь ещё более осмысленной, можно обращаться за полезными советами к духовному учителю, Ламе, и получать от него благословение для развития вместе. Это называется «буддийским бракосочетанием», и может сопровождаться, в зависимости от обстоятельств, коротким благословением для пары.

В странах, где буддизм ещё не признан как религия, буддийское бракосочетание не имеет никакого социального или правового статуса. В нём нет никакого религиозного давления, что противоречило бы сути буддизма, но оно оказывает сильное влияние на внутреннем и тайном уровнях. Это абсолютно осознанное решение: развиваться вместе, стоять друг за друга и помогать друг другу, даже если кто-то заболеет или раньше состарится. И хотя это скорее благословение, чем юридический контракт, буддийский союз содержит в себе большую силу и защищает пару от тупиковых ситуаций в любви из-за обычных мешающих чувств. Против усталости от повседневных привычек буддизм предлагает средства, помогающие паре снова и снова воспринимать как других, так и самих себя на высоком уровне. Буддийское бракосочетание — для самостоятельных людей, желающих дополнять друг друга и вместе развиваться на своём буддийском пути.

DWBA9147_2008_08_eckurs5965_rgn-scrВо многих случаях влюбленные решают закрепить свой союз в ЗАГСе, и это не только приветствуется обществом, но и придаёт связи больше силы. Её привносит сам ритуал, празднование, совместные пожелания новобрачных, пожелания друзей и родных.

Поскольку в наше время людям часто приходится уезжать по работе в другие города, всё актуальнее становится тема взаимоотношений на расстоянии. Для успеха любовных отношений, в которых партнёры проводят мало времени вместе, решающим является желание устроить так, чтобы такое положение дел в обозримом будущем изменилось. Важную роль здесь играет то, насколько крепки отношения и насколько зрелые партнёры. Это может звучать старомодно, но, несомненно, именно глубина чувств определяет, смогут ли отношения при таких обстоятельствах продлиться долго, особенно если для человека такой образ жизни непривычен.

Здесь полезным для обоих будет широкий взгляд на вещи: мы можем поддерживать друг друга, а период «без него» или «без неё» использовать для чего-то, что нас развивает и на что было бы жалко тратить время, если бы мы были вместе. Тогда пространство разлуки принесёт пользу как одному, так и другому. И когда, наконец, наступит время, что мы снова будем рядом, то физическая любовь очень быстро заполнит любые пробелы, и партнёрские отношения и дальше будут крепкими и счастливыми. Основой для таких отношений на расстоянии является доверие. Любовь без доверия проживёт недолго.

Партнёрство и секс

Здоровое тело хочет любить и «нуждается» в применении, и сам Будда до Просветления наслаждался радостью физического союза, разделяя его примерно с пятьюстами женщинами. Будучи мудрым учителем он не вмешивается в то, как его ученики ведут себя в своих спальнях, хотя, разумеется, советует избегать всего, что приводит других в замешательство и причиняет боль. Он советует бережно относиться к существующим связям между людьми, а монахам предписывает воздержание, с тем чтобы у них не появлялось потомства, поскольку дети оставляют мало времени для духовного развития. Настоятельными его рекомендации становятся лишь тогда, когда становится возможным реальный вред, а именно нанесение ущерба наследственности в результате кровосмешения.

Что касается желания, то мы стараемся поддерживать его в наших отношениях так хорошо, как только можем, иначе отношения станут просто ни к чему не обязывающим знакомством, лишённым глубокого смысла. Мы используем тело как инструмент для того, чтобы дарить радость и любовь, и стараемся ни в коем случае не причинять другим страданий. Слишком много идей о том, как точно должен происходить любовный союз, превращают его в дело техники и уменьшают наслаждение. В принципе, у партнёров должны изначально быть схожие пожелания и взгляды, поскольку экзотика в данных вопросах не сочетается с консерватизмом.

В тантрическом буддизме считается, что союз мужчины и женщины может привести к Просветлению, и поэтому мы видим соответствующие части тела, сексуальный контакт и всё, что к этому относится, на максимально высоком уровне. По этой причине мы используем красивые, почти поэтические средства выражения и говорим о дарении радости, а не о достижении оргазма, о благородных органах вместо половых, называем пенис «алмазом», а влагалище — «цветком лотоса». Следование такому видению и выражение его в речи в повседневной жизни наверняка обогатило бы культуры, которые используют в данной области латинские научные термины или грубый бытовой язык. Средства выражения, в конечном счёте, тоже определяют, как мы переживаем счастье, и влияют на то, как мы любим партнёра, приятен или неприятен наш взаимообмен.

DWBA22206_2012_07_BS_DemchogPagmo_IMG_9927_rDGN-scrВ физическом аспекте любви важно обращаться друг с другом как можно лучше, уделяя этому необходимое внимание и время, и открываться друг другу. Если мы после этого идём в мир, то нет никаких оснований скрывать испытанное счастье. Мы как можно дольше сохраняем чувство расслабленности и блаженства и, тем самым, автоматически излучаем в мир любовь. Во многих культурах не всегда поощряется делиться такой радостью, и она не всегда воспринимается как нечто чистое. Особенно это смущает три религии с Ближнего Востока, и поэтому многие влюбленные оттуда после радости соития чопорны и угрюмы, чтобы никто не заподозрил, что они только что испытали восторг любви. Но почему бы не делиться хорошими вибрациями с другими? Ведь радость союза — огромный подарок для всех. Из пространства возникло что-то хорошее, и этим можно делиться с другими. Мы светимся во всех направлениях и делимся избытком. Только по прошествии многих лет медитации блаженство становится стабильным и больше не нуждается в причинах для его возникновения или поддержания.

Многие учатся лучше, когда отношения продолжаются много лет. Если партнёры ладят друг с другом, то их союз может приносить удовлетворение и счастье. Если мы хотим дополнять друг друга на внешнем, внутреннем и тайном уровне, то обоюдная верность может дать время, пространство и глубину, способствуя быстрому росту.

Вообще, в области секса нужно стараться причинять как можно меньше боли, так как люди очень уязвимы в этом вопросе. Благодаря верности возникает пространство доверия, и это что-то особенное для партнёров. Оно способствует взаимной открытости, необходимой для совместного развития. У всех свой болевой порог, и в этой области возможны разные правила игры. Их сами для себя должны определить каждый человек и каждая пара.

Буддизм сегодня, №10, 2007


 

Ви можете придбати цей журнал зі зручною для вас доставкою в Дхарма-шопі за адресою dharmashop.org.ua.