Во многих поучениях Будды говорится о связи между 5 основными мешающими чувствами и 5 элементами. Более точные сведения можно найти в высказываниях о Будда-семействах или пояснениях к Ступам. О чем же идет речь?
Мешающее чувство ГНЕВ – элемент ВОДА
Посмотрим на позитивные качества и разрушающую энергию воды. Ею утоляют жажду люди и животные, она очищает нас, жарким летом – освежает, для многих существ она – среда обитания. В нашем мире вода – основа всей жизни. Благодаря воде растут растения: вместе с землей и теплом она, как один из основных элементов, поддерживает внешнюю жизнь. Нас вдохновляют волны, когда мы занимаемся серфингом, водопады, отливы и приливы, пелена тумана, стелющаяся над долинами, захватывающие виды из самолета и облака на небе. Зимой мы наслаждаемся катанием на коньках по льду, а летом вода в замерзшем виде охлаждает напитки. Если смотреть на воду таким образом, то она кажется исключительно приносящей пользу и удовольствие.
Но вода может и разрушать. Штормовые волны на побережье несут смерть и разрушения, разлившиеся реки уносят с собой все. Вода может доставлять и мелкие неприятности, такие как утечка из поврежденного водопровода, причем интересно, что вода может вытекать далеко от самой пробоины. Точно так же мы не можем объяснить причин вспышек гнева, поскольку они остались в прошлом. Туман мешает ориентироваться в пространстве. Лед может разорвать трубы или стать препятствием для корабля. Вода проникает во все, что находится под ней.
В гневе можно увидеть все эти проявления, причем позитивные показывают полезные и освобождающие качества гнева, а негативные – самсарические, ведущие к страданию.
Как и все мешающие чувства, гнев возникает из разделения на «я» и «других». Он может проявляться в своей слабой форме как раздражение, как первая капля дождя, которого не ждали. Постоянные капли из водопроводного крана можно сравнить с мелкими колкостями, которые со временем окажут свое болезненное воздействие. Таких примеров много. Есть, например, такая шутка: женщина на работе говорит своей коллеге: «У тебя замечательное платье!» Та краснеет от радостного смущения, а женщина добавляет: «Почему же ты его не носила, когда оно было модным?»
Каждый знает, что такое затаенный гнев. Когда приходишь в какую-то компанию и без всякой видимой причины чувствуешь себя неуютно, все пронизано вибрациями агрессии. Затаенный гнев или инстинкт киллера (китайцы традиционно называют его холодным гневом) соответствует льду. Затаенный гнев может сдерживаться десятилетиями и не проявляться во вне. Но рано или поздно при определенных обстоятельствах может вспыхнуть ярость.
Самая разрушающая—ненависть. Она проявляется как огромный прилив энергии и оставляет одно из самых сильных кармических впечатлений, так как тело (например, убийство), речь (обидные и бесполезные слова) и ум (негативные пожелания) для достижения результата (нанесения вреда) работают вместе. Ум крайне возбужден, он далек от того, чтобы обнаружить свою зеркалоподобную мудрость. Для того, чтобы вода могла отражать, она должна быть абсолютно спокойной. Зеркалу все равно, что отражать – красный цвет розы или раны на руке. Поскольку здесь речь идет об уме, оно остается всегда невозмутимым.
Как другие воспринимают того, кто гневается? Чаще всего у него самого весьма туманное представление о себе. Он охотно будет оправдываться («Так поступил бы каждый!»), так как у него довольно жесткое представление, что он всегда прав. Он ироничен или даже саркастичен. Нетерпение – одна из его слабостей, которую он, как и все остальные, пытается защищать. Поэтому он не хочет спокойно обсуждать никаких вопросов. Парадокс заключается в том, что тот, кто гневается посредством громких слов и/или физического превосходства, в большинстве случаев только кажется сильным. На самом деле за этим стоит глубокая слабость, потому что на угрозы пространства, которые появляются в форме убеждения, эмоций, знания, мудрости, спокойствия, он реагирует страхом. Его реакция—это контратака.
Какие качества присущи этой эмоции? Гневающийся направляет все свое внимание на объект, не допуская никаких отвлечений, – это абсолютная однонаправленность. Ненависть сопровождается огромным выбросом энергии и силы, которые возникают не из пространства, а были присущи нам всегда (как вода, которая может разрушать или приводить в действие турбины электростанции). Тем не менее, применение искусных методов заключаются в том, чтобы использовать эту энергию на основе любви и сочувствия на благо всех существ. Еще одно качество гнева, которое заложено в нем самом можно показать на примере Иосифа Сталина. Он довольно долго мог помнить переговоры между членами партии, а позднее, в 30-х годах ссылаться на определенные высказывания, чтобы устранять своих противников. Указание на силу и способность гнева запоминать, можно найти в символах, окружающих трон Будды Акшобьи: он опирается на 8 слонов, обладающих вышеназванными качествами.
Мешающее чувство ГОРДОСТЬ – элемент ЗЕМЛЯ
В образе жизни гордых людей присутствует много элемента земля. Таким людям нравится все твердое и прочное: огромные дома, небоскребы, роскошные постройки средневековья, например, церкви и соборы, великолепные замки времен Людовика XIV, гигантские правительственные здания фашистских и коммунистических эпох. Все выражает стремление к бессмертию и всесилию. Это происходит подсознательно, и это трудно понять интеллектуально – так же, как воспринять долгий период существования нашей планеты.
Конечно, элемент земли охватывает больше, чем все эти внешние и твердые вещи. Речь идет о внутреннем состоянии. Оно может выражаться в чрезмерной любви к нормам и формальности, в узости, структурированности и установкам, которые подчиняются строгим правилам, таких как «Должно быть так!» Такие люди преданы иерархии, причем предпочтительнее, чтобы они сами прочно и долго стояли наверху. Цель гордого человека – чувствовать уверенность в положении власти, высокого статуса или престижа, что часто сопровождается высокомерием и надменностью. Они считают себя самыми важными: «Без меня (стабильная земля) ничего не получится!». Это описание характерно не только для звезд музыки, спорта и кино, но также применимо к деятелям экономики и политики. В крайне утрированной форме гордость иногда проявляется в приверженности к определенной идеологии или фанатизме, причем между фразами «Мой спортклуб – лучший в мире!» или «Месть бога ужасна» нет существенного различия (конечно, речь идет не о поведении!).
Проведем параллель с землей: чем глубже в землю – тем прочнее, закостенелее. Это идентично внутренней узости. Гордый человек более, чем другие, придерживается статус кво и не отказывается от достигнутого, так как это вызывает в нем страх. Он занят только тем, чтобы расширять свою, как ему кажется, безопасную территорию. При этом он всегда верен своим установкам, которые могут выражаться как консерватизм или традиционализм. Часто публичные выступления таких людей сопровождаются прописными истинами, самоуверенными изречениями или морализаторством – это указывает на присутствие чувства превосходства над другими. Люди, которые потеряли определенный статус по причине возраста или утраченной популярности, создают свой собственный структурированный мир: строгий режим дня, ритуалы при приеме пищи, чтении или просмотре телевизора. Потому что от того, что постоянно повторяется, исходит чувство уверенности и стабильности. В коммунизме гордость нашла свое выражение в бетоне, который представлен и в мышлении, и во внешних проявлениях.
Физически и/или психически гордость проявляется как неподвижная земля. Землетрясение (имеется в виду человеческий уровень) может вызвать огромное потрясение у человека, ведь он должен действовать по-новому. Он теряет стабильность, и появляется страх. При этом именно страх становится врагом, который воспринимается слишком серьезно. Если понаблюдать за таким человеком, то можно увидеть, что он часто выбирает для общения неуверенных в себе людей – по-видимому, с ними ему хорошо.
Земля символизирует не только узость, прочность и иллюзорную стабильность, но и богатство. Сельские жители знают цену земли. Она дарит пропитание, животные и люди передвигаются по ней, и она дает возможность всему расти. Земля терпелива. На нее почти всегда можно положиться, по крайней мере – на какое-то время. Она побуждает к творчеству – строительству замков из песка на морских берегах или фантастических сооружений из глины в Африке и Северной Америке. Нас впечатляют такие ландшафты, как несравненные Гималаи, двигающиеся дюны в Сахаре, коричнево-красная земля в Австралии или бесконечные белые песчаные пляжи на побережье Тихого океана.
В этом – качества гордости. Гордый созидает. Музыкант, актер или спортсмен приносит людям радость, руководители фирмы дают рабочие места и, возможно, производят даже что-то полезное на своих заводах. Наверняка есть много политиков, которые действительно заботятся о людях. Поэтому гордые люди, если они действовали позитивно, перерождаются в сферах богов.
Гордый человек может научиться «обрабатывать поле», так как без сомнения гордые люди действительно могут делать дела. Имеет смысл использовать землю, когда много людей участвует в работе – тогда они проявляют свои качества, делятся ими и узнают, что другие тоже что-то могут. Если все способности гордого человека бросить в одну кастрюлю с качествами других, то возникают такие чудесные проекты, как наши центры в Будапеште и Гамбурге. Как результат – автоматически развивается мудрость равностности. На самом деле рост, возникающий из объединения качеств для блага всех, намного больше, чем вклад одного отдельного человека. Так созревают качества элемента земля.
Мешающее чувство ЖЕЛАНИЕ – элемент ОГОНЬ
По сравнению с концентрированной энергией гнева и дающей энергией гордости огненный элемент очень нестабилен. Огонь не сжигает дважды одно и то же, он всегда ищет новую жертву. При этом он четко различает то, что горит, а что нет, и сколько усилий для этого нужно приложить. Уже в самой сути огня заложена различающая мудрость.
Огонь греет, очаровывает и дает свет. Машины сжигают бензин или дизель и благодаря этому ездят, а системы центрального отопления дают нам приятное ощущение комфорта. Огонь пробуждает чувственную романтику, когда потрескивает огонь в камине или горят свечи. В то же время к огню нельзя подходить слишком близко, поскольку контакт с потенциальной «жертвой» весьма опасен, и огонь может стать разрушительным. Солнце находится на приемлемом расстоянии от Земли, иначе, будь оно ближе, мы бы просто сгорели.
Подобным образом функционируют люди типа желания. Они выбирают объект, который, как им кажется, может сделать их счастливыми. Это может быть и что-то материальное – например, новая одежда, девайсы или транспортные средства, новые идеи, которые обеспечивают его стремление к счастью. Сегодня они вступают в партию, через месяц открывают эзотерический магазин, еще двумя месяцами позже они – члены Гринпис. Люди типа желания постоянно нуждаются в новых людях, которые бы служили их целям, именно поэтому многие из них так часто меняют партнеров. Это происходит потому, что очень быстро возникает чувство насыщения объектом, быстро утрачивается интерес к нему. Снова и снова энергия направляется на поиски следующего объекта. Такие люди неспособны к длительным отношениям.
Рассеянная энергия желания никогда не находится здесь и сейчас, она постоянно направлена в будущее. Эти люди много пьют и курят, мало спят и утром, к концу вечеринки, пытаются выжать из жизни последнюю каплю удовольствия. Можно сказать, что они демонстрируют мультимедийное поведение: сигарета в одной руке, чашка кофе в другой, мобильный телефон зажат между плечом и ухом, взгляд в телевизоре или мониторе, еще и гремит музыка. Они хотят быть всегда там, «где играет музыка», с Ламой на курсах. У них возникает острая потребность быстро переходить к делу, иногда они не знают, чего хотят, но хотят всего и сразу! В своем поиске новых ощущений они часто прибегают к экстремальным и/или эгоистичним видам спорта. Научные деятели жадно следуют своим идеям, причем граница между гениальностью и сумасшествием становится едва заметной.
Конечно, и в этой энергии есть свои возможности. Буддисты, используя свои желания для получения медитационного опыта, чтобы стабилизировать ум, одновременно учатся и расширяют границы своего сочувствия на все большее количество существ. Благодаря этому они быстро достигают результатов. В уме появляется чувство приятного тепла, и мы все больше в состоянии находить отличия между бесполезным сжиганием на относительном уровне и рациональным сжиганием на абсолютном. Ум становится важнее, чем картинки, которые появляются и исчезают. Мы больше не следуем за ними, и благодаря этому сохраняем энергию—привязанность к пространству и внутренняя свобода нашего ума вытесняют бесполезное сжигание обусловленных объектов. Мы можем наслаждаться без обладания и привязанности.
Мешающее чувство РЕВНОСТЬ – элемент ВЕТЕР
Ветер свободно дует во всех направлениях. В полуденный зной приятный ветер охлаждает нас, дыхание связывает нас с внешним миром и поддерживает нашу жизнь, ветряные мельницы дают силу для размалывания зерен или вырабатывания тока. Шелестящие на ветру листья возбуждают органы чувств. Птицы и самолеты за короткое время преодолевают большие дистанции. Викинги и другие нации мореплавателей делали открытия с помощью парусных судов. Освобождающая энергия ветра является активностью, которая происходит сама по себе.
Если же ветер станет слишком сильным, то превратится в бурю или ураган и начнет разрушать. Приобретая силу, он становится смерчем, который соответствует искаженному состоянию паранойи. Он способен выбить почву из-под ног.
Энергия ревнивого человека весьма раздроблена. Он всегда окружен заговором. Он все видит не таким, каким оно есть на самом деле. Возьмем типичную ситуацию: вечером супруг собирается встретиться с друзьями, а ревнивая жена остается дома. У нее в голове проносятся мысли: «Действительно ли он пошел туда, куда сказал? Мне нужно было бы проверить это. И тот подозрительный светлый длинный волос, который я недавно нашла на его пиджаке… У меня темные волосы, а у него каштановые. Странно. Я ему не верю…» Так формируется цепочка мыслей. Возможно, она потом проследит за ним и увидит, как он целует красивую женщину. Она улыбается ему, он отвечает ей взаимностью, они заходят в небольшой ресторан.
В этом примере уже содержится масса качеств, которые трудно распознать в момент ревности, так как тогда «я» очень сильно, и женщина чувствует себя исключенной из счастья партнера. Но на самом деле она может увидеть причину и следствие – она знает из собственного опыта, что для мужчины элегантная женщина, которая окружает его заботой и приятно проводит с ним время – это хорошо. Но из-за возникших эмоций невозможно заметить позитивных сторон. Здесь можно четко увидеть проявляющее из ревности качество – ревнивый человек невероятно наблюдательный. В этом примере мужчина и женщина, конечно, легко могут поменяться местами.
Что мешает ревнивому человеку переживать вещи ясно и позитивно? Он боится разрушения. Он постоянно думает, что должен защищать свою территорию. Он просто не может различать конкретное и абстрактное. Из-за повышенного внимания его энергия настолько рассеяна, что у него просто не может быть избытка. В своем постоянном раздражении он все время чувствует заговоры, которые его окружают, как ветер. Если он подходит к группе говорящих людей, и они в этот момент замолкают – он знает, что группа говорила о нем. Когда он задает вопросы – не доверяет ответам. Его суть сопровождают две вещи: он всегда не уверен («Выключил ли я газовую плиту?») и н обладает чем-то вроде гиперактивной трусости (если он ничего не видит, то боится темноты; если ничего не слышит – боится тишины).
Есть много уровней, чтобы преодолеть ревность. Один из них – использовать энергию, основываясь на любви и сочувствии к другим. Хорошо делать хорошие пожелания, не рассеивать энергию из-за страха и привязанности и не расточать своих сил.
Мешающее чувство НЕВЕДЕНИЕ – элемент ПРОСТРАНСТВО
Конечно, пространство не является элементом как таковым. Так же неведение едва можно назвать типичным чувством. Но оно – основа всех страданий.
Мы воспринимаем вещи и существ, с которыми разделяем пространство, отдельными от нас. Это разделение способствует тому, что мы строим отношения с объектами, которыми сами не являемся. Вследствие этого мы отталкиваем то, что не любим, гневаемся, если это нам не удается, хотим владеть тем, что нам нравится и безразличны к объектам, которые нас не интересуют. Отсюда рождаются все мешающие чувства.
С другой стороны, качества пространства отражаются во многих гранях Просветления. Здесь заканчиваются все ограничения, и нет ничего, что нельзя использовать для блага всех существ. Бесстрашие, радость, любовь, сочувствие, высшая мудрость, творческие силы, открытость, спонтанность, фантазия и свобода – это истинная суть неограниченного пространства. Просветление не означает – что-то куда-то вложить. Это значит – разрушить границы в уме и избавиться от неведения.
«Доверять пространству» – ключевая фраза в буддизме. Что это значит? Проще говоря, это мужество и радость в переживаниях, которые выходят за пределы наших возможностей, когда мы преодолеваем свои устоявшиеся концепции. У каждого есть свои собственные границы, основанные преимущественно на кармических тенденциях. Но поскольку у каждого своя карма – у каждого свой шаг к пространству. На примере это можно объяснить так: неведение может выражаться в скуке, когда оно не дает видеть смысл в жизни. Тогда первым шагом на пути к пространству и новому опыту может стать активность и полезные действия для других.
Так как речь идет не о школьном или университетском образовании, то каким же образом может проявляться неведение? Вот краткий перечень: депрессия, летаргический сон, безнадежность, беспорядок, отчаяние, тупость у телевизора или монитора, употребление алкоголя и наркотиков, рассеянность, нежелание видеть, слышать, чувствовать, невозможность терпеть боль, откладывание дел (например, оплатить счет или идти к зубному врачу), неспособность видеть смысл в эмоциональных отношениях, страх перед будущим и т.д.
В крайних случаях неведения мы захотим быть негативным героем или героем трагедии, который «выше мелочей повседневной жизни» и насмехается над слабыми, которые не справляются с жизнью.
Эти примеры показывают, что неведение может проявляться в цеплянии за концепции, привычке и/или в сглаживании противоречий, при этом качества, возможности и радость пространства перестают быть узнаваемыми. Пространство в его бескрайнем разнообразии остается непознанным, закрытым страхом, а узнать его можно только благодаря активности, напряжению и желанию преодолеть собственные тенденции.
Пит Вейгельт
«Буддизм сегодня» №5, 2004
Ви можете придбати цей журнал зі зручною для вас доставкою в Дхарма-шопі за адресою dharmashop.org.