Шераб Чодзин Кон «Життя Будди. Шлях до свободи ума», издательство «Факт»

«Зеркало недели» №33, 08 сентября 2007

К вышедшим ранее книгам о восточных учениях добавилась еще одна. Эта книга уже выдержала много изданий на разных языках, но на украинский переведена впервые. Текст адаптирован для широкого круга читателей. Издательство «Факт» выпустило монографию в сотрудничестве с наибольшей буддистской организацией Украины — школой практиков Бриллиантового пути буддизма линии Карма Кагью.

Карма Кагью — одна из крупнейших школ тибетского буддизма. В ее основе — традиция устной передачи поучений. Особое внимание Карма Кагью уделяет медитации и непосредственному познанию природы ума. А непрерывная линия преемственности Карма Кагью восходит к самому Будде Шакьямуни.

Книга «Жизнь Будды…» дает обзор истории и философии буд­дизма. Биография Будды достаточно известна. Например, рукописные древние тексты на разных языках (в рамках множества буддистских традиций). Кангъюр — собрание собственных слов Будды, записанных после его смерти. Это 108 томов, содержащих 84 тысячи полезных наставлений. Появившиеся позднее комментарии учеников составляют еще 254 тома — они называются Тенгьюр. Однако самый действенный аспект в истории жизни Будды в том, что его пример широко наследуют. Это те самые буддисты-практики, которые через медитацию (данную еще самим Учителем), подключая дисциплину и мудрость, стремятся день за днем приближаться к заветной цели — к Просветлению. Многие давно задаются вопросом: не является ли буддизм просто-напросто одной из ветвей философии? В отличие от философских учений, в учении Будды присутствует практика — медитация, которая изменяет тело, речь, ум.

Новая книга состоит из девяти глав. Первая — «Рождение, юность, отречение». Читатель узнает, что принц Сиддхартха Гаутама поначалу вел беспечную жизнь, преисполненную наслаждений. Но уже в тринадцать лет, увидев старика, затем еще двух — прокаженного и мертвеца, понял: никакие богатства и дары этого мира не уберегут его от участи этих несчастных. Поэтому в 29 лет он покинул дворец. И согласно легенде, окрыленные решительным поступком бодхисатвы, сами боги погрузили в сон дворец принца.

«Путешествия. Учителя. Аске­за», «Просветление», «Оборот Ко­леса», «Собирание Сангхи», «Ук­реп­ление Дхармы», «Зрелость сочувствия», «Девадатта» и «Послед­ние годы». Эти главы раскрывают содержание книги.

Листая страницы «Жизни…», можно заметить, что две с половиной тысячи лет назад у Будды действительно были уникальные возможности учить, так как жил он во времена расцвета цивилизации северной Индии и был окружен весьма одаренными учениками.

Эти обстоятельства и способствовали тому, что на протяжении 45 лет он показывал последователям путь к полному раскрытию человеческой сущности. Впрочем, несмотря на широту, буддистское учение можно изложить в нескольких словах… Это «Четыре благородные истины», озвученные Благословенным пятерым искателям смысла жизни, которые первые пришли к нему после Просветления. На самом деле это были люди, которые поклонялись ему, когда он практиковал крайний аскетизм и едва не умер. Теперь же их отталкивали его лучезарная радость и здоровье. Они считали такие состояния «мирскими» и были недовольны, что учитель избрал срединный путь. Однако они его спросили: «Почему ты так светишься? Что с тобой случилось?» Его ответ и вылился в знаменитые «Четыре благородные истины»: «Обусловленное существование есть страдание. У страдания есть причина. Существует конец страдания. Есть путь, который ведет к прекращению страдания».

К издержкам книги можно отнести ее излишнюю «наукообразность», это касается и особенности перевода. Жизнеописание Будды немного схоже с фундаментальной научной работой — длинные сложноподчиненные предложения затрудняют процесс легкого восприятия материала широкой аудиторией.