Бесстрашный и сочувствующий Лама

Оксана Порицкая. Вечерний Донецк. — 2007. — 10 июля. — № 101 (8541)

Буддийский лама колоритной восточной внешности в традиционной длинной тибетской накидке красного цвета. Умиротворенный взгляд, олимпийское спокойствие, доброжелательная улыбка. Таким лама представляется большинству людей, более-менее знакомых с азами религиоведения и культурологии.А вот представить «духовного учителя» щеголяющим в джинсах, любящим быструю езду на мотоцикле и прыжки с парашютом намного труднее. Скажете, странно и несуразно? Но энергичный, спортивный и темпераментный лама Оле Нидал, когда-то типичный представитель неформальной молодежи Копенгагена, переворачивает представления о традиционном так же легко и естественно, как дарит лучезарную улыбку.

Оле Нидал — первый «западный» буддийский лама, основавший более 500 центров тибетского буддизма во всем мире, 15 из которых находится в Украине. Более 30 лет он путешествует по миру, стараясь сделать буддийскую мудрость доступной всем, кто стремится ее найти. В рамках весенне-летней поездки этого года он побывал уже во многих странах, практически каждый день переезжая из одного города в другой. Побывал он и в Донецке, где прочел публичную лекцию для всех желающих, пообщался с учениками и журналистами и даже совершил восхождение на один из терриконов.

Первое, что поразило при взгляде на вошедшего в актовый зал Оле Нидала, были его лучезарные глаза, обаятельная улыбка и… молодость. Да, несмотря на свои «за шестьдесят» лама Оле выглядит человеком «без возраста», когда морщинки и седые волосы явственно говорят о приближающейся старости, а походка, взгляд, голос, мощная энергетика, бьющая ключом, кричит о молодости, счастье и гармонии.

Мы не можем отделить собственное желание счастья от желания счастья других, — говорит Оле, — поэтому еще один из основных принципов буддизма — доброта. Три качества: интуитивное бесстрашие, спонтанная радость и активное сочувствие — наши истинные чувства, и у них есть одна причина, которая никогда не меняется — осознание ума, так как все наши остальные чувства — привязанность, гордость, отвращение и другие — возникают при определенных условиях, какое-то время существуют и затем исчезают.

После небольшой «вводной» лекции для журналистов и студентов лама, несмотря на плотный график, все же ответил на несколько вопросов представителей прессы.

- Оле, кем вы видите себя в следующей реинкарнации?

— Наверное, конокрадом.

- Почему?

— Никогда им не был. А если серьезно, то, наверное, буду ламой, как и сейчас. Я надеюсь, что смогу говорить что-нибудь разумное и в следующей жизни.

- Как вы считаете, религии, кроме буддизма, вредят человеку или помогают?

— Если они соответствуют конституции, хорошо относятся к женщине, не призывают к агрессии, насилию, то в этом нет ничего плохого.

- Как вы относитесь к искренне верующим людям, представителям религий, которые притесняют женщин?

— Я считаю, что государство должно сделать это незаконным. Среди представителей этих религий происходит много так называемых «убийств чести», то есть семейных казней. Несовершеннолетний юноша убивает девушку, которая ведет себя так, как не нравится родителям. И за это вся семья должна садиться надолго в тюрьму. Не может быть в религии попрания того, что истинно и человечно, это недопустимо. То, что люди думают, — это их личное дело, социально важно то, что они делают. Мы (буддисты — прим. О.П.) не собираемся говорить людям, какие мысли допустимы, а какие нет. Но они должны соответствовать закону своим поведением, не должны убивать своих дочерей или взрывать себя вместе с другими. Это противозаконно. Если религии призывают вас к этому, нужно быть с ними осторожными.

- Оле, в чем вы видите смысл жизни?

— Смысл жизни каждый должен находить сам. Думаю, что если бы я достиг такого уровня, с которого мог бы приносить пользу большому количеству существ, я бы сказал, что моя жизнь имела смысл. Я встречаюсь с замечательными людьми, и если учитывать, что ученики всегда становятся лучше своих учителей, то в будущем будет происходить много хорошего.