Contemporary Кармапа

Константин Дорошенко, Інтернет-видання PROZA. — 2005. — 21 ноября

Написанная Ильей Чичканом для проекта «Призывание Кармапы» работа «Буддафляй»

2005-й когда-нибудь вспомнят, как год убедительных знаков Дхармы для Украины. В уходящем году на украинскую землю, да и на землю всего бывшего СССР, впервые ступила нога Повелителя кармы, Короля йогинов, живого Будды, Его Святейшества XVII Кармапы. В этом же году Украина получила премьер-министра – буддиста. И хотя Юрий Ехануров говорит, что носит крестик и ходит в Киево-Печерскую лавру, он не скрывает, что является буддистом по рождению, как всякий бурят. Истинному же буддисту носить крестик ничто не мешает – он ведь знает, что в Сансаре все бессмысленно. Кроме чистоты разума и пути к просветлению. Неизвестно, к чему приведут Украину социально-экономические мантры единственного в западном мире премьера-буддиста. А вот последствия для кармы Украины визита и таинств, совершенных в Киеве Его Святейшеством Кармапой очевидны уже хотя бы в назначении Еханурова. Большее ощутит чуткий.

Первый Кармапа явился миру в 1110 году, через 1600 лет после ухода Будды Шакьямуни. Царевич Шакьямуни предсказал появление учителя высочайшего развития и беспредельного сочувствия – Кармапы, Повелителя Кармы, готового перерождаться столетиями во все новых и новых инкарнациях ради блага всех живущих существ. Предсказание запечатлено в священном буддистском тексте Самадхираджасутра.

Школа Карма Кагью, верховным иерархом которой является Кармапа – одна из старейших в гималайском буддизме. Кармапа же – первый тулку, сознательно перерождающийся лама. Перед уходом в другой мир он дает последователям четкие предписания относительно того, где и при каких обстоятельствах искать его новое воплощение на земле.

Вопреки стереотипам европейцев, вульгаризирующих любые культы на христианский манер – с непременным присутствием своеобразного Папы, единого главы вероучения, буддизм не имеет верховного патриарха не только в масштабах мира, но и в Тибете. Его Святейшество Далай-лама, появившийся на земле и ставший перерождаться на несколько столетий позже, чем Кармапа, является политическим главой государства Тибет. А глава церкви он только для последователей школы Гелугпа, которая с Карма Кагью, или Кагьюпой, отдельны друг от друга не меньше, чем Ватикан и Иерусалим. Помимо Тибета, последователи Карма Кагью со средних веков существуют в Китае, Монголии, Калмыкии, Бутане и Индии, а со второй половины ХХ века – в Европе и Америке.

Кармапа в своем предыдущем, XVI воплощении покинул Тибет после его оккупации Китаем в 1959 году. Его резиденция находится в индийских Гималаях, а школы и религиозные центры сегодня разбросаны от США до Украины. У нас они есть уже в 15-ти городах. Нервический Запад, измотанный иудеохристианскими психотерапевтами и протестантскими капиталистами, откликнулся на учение Дхармы с готовностью перезрелой девы. Вялое лоно европейского коллективного бессознательного к вхождению блистательной ваджры подготовили Артур Шопенгауэр, Георгий Гюрджиев, Гомбожаб Цыбиков, Юрий Рерих (интеллектуальных спекулянтов и самозапиаренных теософических кликуш в этом перечне не будет). Сегодня даже монстрша глобального калчара Мадонна через миллионы своих агентов влияния манифестирует моду на йогу и медитацию – буддистские дары человечеству.

«Свободно, без усилий покоиться в том, что есть» – объясняет смысл медитации школа Карма Кагью. Какое состояние может быть более желанным для перманентно напряженного европеоида? Не менее заманчиво в Кагьюпе то, что в отличие от более ортодоксальных школ Дхармы, она считает возможным достижение Просветления в течение одной человеческой жизни, не откладывая его на мириады реинкарнаций. Нужно только получить должное количество «передач» от учителей и совершить подобающее число специальных психофизических практик.

Что особенно радует, распространение Дхармы в Старом Свете происходит исключительно мирно – вовсе не так, как это обыкновенно бывает с религиозными учениями и социальными доктринами. В том числе и с буддизмом, который при царе Тисрондецане (VIII век) прививали в Тибете, вырывая упорствовавшим в нежелании принять путь Просветления языки и отрубая конечности.

И все же на аудиенцию с Его Святейшеством XVII Кармапой Тринлеем Тхае Дордже я шел с настоящим трепетом. Возможность лично общаться с живым Буддой, да еще и Повелителем Кармы заставляет о многом задуматься. О своей европейской суетности и запутанности, и о том, что прекрасно сформулировал мой друг-последователь Кагьюпы: «Мы все еще только учимся доверять жизни». Ободряло то, что я был избран единственным пишущим журналистом Украины, удостоившимся чести взять интервью Кармапы – значит, моя карма еще не безнадежно запущена. Поскольку Его Святейшество является персоной, приравнивающейся к венценосным особам, вопросы были представлены мною его придворным заранее, в письменном виде. И они не подверглись цензуре, за исключением одного – о том, продолжает ли Кармапа увлекаться видеоиграми и «Звездными Войнами» (информация об этом публиковалась в британской прессе). Впрочем, несмотря на подобающую Будде немногословность, ответы и реакции Трилея Тхае Дордже оставили ощущение оптимистическое. У современного, молодого мира есть современный Кармапа – с молодой душой и свежим, открытым новому разумом. Жаль только, что невозможно буквами передать мягкие, но очень живые реакции Кармапы, то, как загораются его глаза, когда его волнует предмет разговора. Он действительно источает энергию очень счастливого существа, делающую счастливым и собеседника. Впрочем, сведущие знают: ведущие к Просветлению практики вырабатывают в человеческом организме эндорфин – гормон радости и удовольствия, то есть – счастья.

- Как для себя и учеников вы сегодня трактуете свои титулы Короля йогинов и Повелителя кармы?

— До сих пор я не оказывался в ситуации, когда мне приходилось объяснять эти титулы и имена (*улыбается*). Да, у учителя Карма Кагью есть много всевозможных именований, но все мои предшественники назывались Кармапами, и имя Кармапа обозначает – тот, кто осуществляет действие, активность, в особенности – активность Будд.

- В Украину вы прибыли из Германии, от нас направляетесь в Лондон. Чего вы ожидаете от своих многочисленных международных визитов?

— Того, что помогу людям достичь Пробуждения, смогу воодушевить их. Моя цель – учить моих последователей Дхарме.

- Каково ваше отношение к христианскому учению и наследию Европы? Имеете ли вы личный опыт общения с христианскими учеными и религиозными лидерами?

— Я не изучал христианское религиозное наследие подробно, но в ходе изучения истории уделяю внимание христианству и тому, как оно развивалось. Мне не приходилось общаться с христианскими учеными, а вот с религиозными учителями – да.

- Известно, что вы свободно чувствуете себя в мире компьютеров и Интернета. Предполагаете ли использовать всемирную паутину для распространения Дхармы? Возможны ли в будущем, скажем, Интернет-конференции с Кармапой?

— Конечно, с помощью Интернета можно связаться с куда большим числом людей, чем обычно. Это чудесный инструмент. Недавно у нас была программа в Германии в Касселе, которая транслировалась по Интернету онлайн. В ближайшем будущем это действительно может сэкономить много времени и дать большие плоды для распространения Дхармы.

- Вы – Кармапа XXI столетия. В вашем нынешнем воплощении вы еще молодой человек. Как вы относитесь к современной культуре? Культуре XXI века, той, которой живет молодежь?

— Я не задумывался над тем, что можно считать современной культурой. Культура Запада очень богата, и меня все это интересует. В частности – живопись (*на лице живого Будды возникает улыбка, глаза зажигаются ярким, живым интересом, но голос остается невозмутимым*). Картины современных художников способны меня удивлять. Современная литература… Не припомню конкретно. У меня не так много времени на это.

- Раз вы любите современную живопись, следующий вопрос будет вам приятен. В 2003 году в Киеве прошла выставка куратора Евгения Минко «Призывание Кармапы» — художественное высказывание ярких представителей украинского contemporary art, посвященное Дхарме и Вашему Святейшеству. Как вы оцениваете эту акцию и подобные инициативы?

— Великолепно. Это – возможность познакомить множество новых, современных людей с Дхармой, открыть им контакт с ней. Конечно, такие события полезны. Для меня эта выставка – неординарный способ обратиться с похвалой ко всей линии Кармап, вообще к их активности, ко всей линии Карма Кагью. Да.