Политик HALL. – 2003. – №5. – с. 6-10Кармапа, король йогов

Виктория Онищенко, Политик HALL. — 2003. — №5. — с. 6-10

Согласно древним текстам, Будда предсказал, что примерно через 1600 лет после его ухода родится человек высокого развития и беспредельного сочувствия. Он будет распространять Дхарму в течение многих последовательных воплощений и будет известен как Кармапа — «Человек Кармы», или, как его позже назвали в Тибете — Король йогов. Кармапы возглавляют традицию Карма Кагью, одну из четырех школ тибетского буддизма. Нынешнее, 17-е воплощение Кармапы — Тринле Тхае Дордже. С 1984 года один из главных духовных лидеров буддистского мира живет в Индии, в Калимпонге.

Ваше Святейшество, каково значение Кармапы в современном мире?

— Главными хранителями линии Карма Кагью являются так называемые Кармапы в Черной Короне и Кармапы в Красной Короне. Первые относятся к моей собственной линии воплощений, вторые — линия воплощения Шамарп. Во многих случаях Кармапы узнавали следующего Шамарпу, а Шамарпа в свою очередь узнавал следующего Кармапу. То же самое роизошло и в отношении меня.

Конечно, не легко понять принцип перерождений вообще, особенно, если человек не знаком с буддизмои. Те, кто живет в Самсаре обычно перерождаются силой своих парны и эмоций. Но в случае последовательных перерождений Кармапы дело обстоит иначе. Здесь перерождение происходит, благодаря желанию помогать живым существам, и именно таким образом я принял перерождение в качестве 17-го Кармапы.

Имя Кармапы указывает на человека, чья активность заключается в том, чтобы помогать другим. В мире всегда будет Кармапа, пока есть в нем необходимость пока «мир» продолжает существовать.

Школа Карма Кагью и Кармапы

Традиция Кагью является одной из четырех основных школ тибетского буддизма. Три остальные это Сакья, Ньингма и Гелуг. Школа Кагью укоренилась в Тибете на протяжении ХI и ХII веков усилиями трех следующих один за другим учителей: Марпы-переводчика ( 1012.1097 годы),. его ученика Миларепы ( 1010-1123 годы) и ученика Миларепы Гампопы ( 1079-1153 годы). Традицию Кагью отличает от других школ то, что учения здесь передаются в близкой связи непосредственно от Учителя к ученику, именно поэтому еще одно название линии – линия нашептывания. Само слово Кагью означает то, что в одной линии соединились несколько секретных учений — это Шесть практик Наропы и Мяхамудра — абсолютное учение Ваджраяны и Алмазного пути. Согласно высшему взгляду Махамудры, хотя человек может искать внешние причины мира явлений, только ум служит основой для возникновения как Самсары, так и Нирваны. Традицию Карма Кагью начиная с ХII века возглавляют Кармапы (Кармапа означает «Человек действия» или Господин Кармы). Начиная с этого времени Кармапаы, которых часто называли «Лама в Черной короне», принимали последовательное перерождение. Каждый из Кармап доказывал, что он Кармапа своим поведением и демонстрацией своих качеств, и затем его подлинность подтверждал высокоразвитый ученик предыдущего Кармапы. Этот процесс подтверждения всегда являлся внутренним делом линии преемственности Карма Кагью, свободным от вмешательства тибетских или китайских административных и политических систем или другой линии преемственности тибетского буддизма. Кармапы считаются великими Бодхисаттвами, которые принимают перерождение для блага живых еуществ. В каждом из своих последоательных воплощений они распространяли буддизм в его полной форме. Первый Кармапа, Дюсум Кхьенпа (1110-1193 годы), был одним из самых выдающихся мастеров•своего времени. Перед своей смертью он предсказал, что снова переродится в Тибете. Поэтому второй Кармапа. Карма Пакши (1201-1283 годы), считается первым сознательно пореродившимся тибетским ламой. 16-й Кармапа Ранджунг Ригпе Дордже (1924-1981 годы) способствовал проникновению тибетского буддизма на 3апад. В 1959 году, когда китайские нападения стали невыносимыми, и возможности для мирного существования уменьшились, он решил удалиться из Тибета в более спокойные области. Сопровождаемый свитой из 160 лам, монахов и мирян, Кармапа покинул Цурпху, свою резиденцию с ХII века и прибыл в Бутан. Какое-то время Кармапа распространял учение в Сиккиме и Бутане, потом при поддержке индийского премьер-министра Джавахарлала Неру построил монастырь в Румтеке, который стал новой резиденцией для Карманы. С 1974 года Кармапа посещает Европу. США и Канаду. неоднократно проводя церемонию Черной короны.

Как следует обращаться к Кармапе? Многие люди видят вас как бога, или высшее существо.

— Совершенно неверно — видеть ламу таким образом. Лама — это тот, кто показывает путь к Просветлению, вот и все. Он просто учитель. Это так же, как с Тремя Драгоценностями: вы можете полагаться на Будду и на друзей на пути, потому что они преодолели Самсару, они знают, что это такое и знают, как преодолеть все это страдание на собственном опыте. Дхарма — путь к этой цели. Я не жду и не хочу какого-то особенного к себе обращения; для меня это неважно.Все, чего я хочу — это помогать людям находить настоящее счастье. И я здесь не просто говорю о счастье в мире Самсары, я имею в виду настоящее счастье, достигаемое в состоянии Освобождения. Я сам занимаюсь своими духовными практиками, чтобы бытье состоянии вести других по этому пути. И поэтому я также получаю поучения от высоких лам, учителей и профессоров.

Как обращаться — для меня это не важно. В Тибете принято говорить «Ваше Святейшество», но можно просто Кармапа. В линии Кагью сейчас два Кармапы.

Некоторые великие ламы, например Далай-лама, выступили за кандидатуру второго Кармапы Ургьена Тринле. Что Вы можете сказать человек. Но как-бы то ни было, школа Карма Кагью является самостоятельнооб этой ситуации? Об Ургьене Тринле?

— Далай-лама, безусловно, великий человек. Но как бы то ни было, школа Карма Кагью является самостоятельной линией преемственности и, согласно нашей традиции, Кармапы должны подтверждаться внутри этой линии, а не со стороны Далай-ламы. В этом просто нет необходимости. Внутри линии может быть только одни Кармапа, и я очень надеюсь, что эта ситуация очень скоро разрешится. Хотя, на самом деле, это неважно. Важно то, чтобы люди получали учения непо-врежденными. Дхарма важнее, она нераз-делима. Что касается Ургьена Тринле — то я надеюсь, что он сможет помогать людям, давая им буддийские поучения.

Расскажите о своем детстве. Как ваши родители отнеслись к тому, что вы Великий лама?

— В раннем возрасте я учился так же, как любой другой тулку (лама-перерожденец — прим. «Политик НАLL») в Тибете. В четыре года начал учить алфавит — «Ка Кха Га Нга». Потом научился читать и писать и стал заучивать наизусть тибетские тексты. Моим учителем тогда был мой отец, и я очень хорошо помню эти годы. Большую часть времени я находился в Лхасе. Однажды, когда мне было где-то три года, мы снова вернулись в провинцию Кхам, и я отчетливо помню наш дом, мою комнату, окно, детскую кроватку. Я играл с маленьким барабанчиком и другими музыкальными инструментами, и помню, что очень их любил — они были та кие маленькие и изящные! Кроватка была из дерева, и устроена она была таким образом, что я не мог из нее выпасть. Спать в ней было очень уютно. Моя мать была очень предана моему отцу, он был для нее учителем и она регулярно занималась практикой. Моя мама являет собой пример настоящего практика Дхармы. Рано утром она шла к храму Бакхор в Лхасе и до полудня совершала обхождения вокруг него. Затем за ней приходил наш слуга — проводить ее до дома. После обеда она снова возвращалась туда и так она проводила все время своей жизни. Когда мне было 10 лет я переселился в Кхам, где и оставался примерно полтора года, пока не уехал в Индию. В Тибете родители, в чьих детях признают тулку, радуются и желают, чтобы их ребенок мог принести большую пользу людям. Мои родители рады, что я — Кармапа. Я вижусь с ними не очень часто, но иногда выдается такая возможность.

Может ли система перерождений прижиться на Западе?

— Да, это может произойти. Однако, эта система поиска не очень хороша. Я говорю это потому, что в наши дни мало учителей с высоким уровнем развития. Это затрудняет поиск, трудно найти настоящего тулку. Я думаю, эта система могла хорошо работать только в старые добрые времена. Тогда были настоящие тулку. Сейчас лучше быть хорошим учителем или хорошим практиком, чем тулку. В наши дни легко встретить такого тулку, который ничем не лучше, чем обычный человек.

Что вы изучаете вне рамок классического буддийского образования? Чем вы занимаетесь в свободное время?

— Мой распорядок дня выглядит сейчас таким образом. Я встаю около шести или семи часов утра и делаю короткую медитацию на Тару. После этого делаю уроки, декламирую тексты Дхармы и пишу до одиннадцати часов. С одиннадцати до часу я отвожу время для гостей, приезжающих сюда, и обедаю. Потом час отдыхаю. С двух до трех пополудни — короткая медитация. После этого до пяти часов я занимаюсь с моим учителем, профессором Семпа Дордже — это один из самых ученых преподавателей и самых известных учителей буддизма в Индии. Он обладает великим знанием Дхармы как на тибетском языке, так и на санскрите. Я как духовный учитель дол жен обладать обширными познаниями во всех областях, и поэтому он меня многому учит. Конечно, прежде всего, Дхарма. Но также я изучаю и другие предметы, например, историю, географию, языки. Я хочу выучить немецкий, французский, итальянский, польский и русский языки. Сейчас я учу тибетский, китайский и английский. Когда я не понимаю, о чем говорят люди, я чувствую себя посторонним, а я хотел бы ориентироваться в происходящем, поэтому мне очень нравится учить разные языки. С пяти до шести у меня свободное время. С шести до семи тридцати я с другими тулку, ламами и монахами делаю пуджу Махакалы. С восьми до половины девятого я снова медитирую перед тем, как лечь спать. В свободное время я играю в крикет, занимаюсь компьютером или гостями. Очень хочу научиться водить машину.

17-й Кармапа Тринле Тхае Дордже родился в 1983 году в Тибете. Сын Мипхaмa Ринпоче, хоршо известного мастера традиции Ньингма тибетского буддизма. В детстве Кармапа Txaе Дордже неоднократно говорил, что он Кармапа. 14-й Кюнзиг Шамарпа, второй по значению лама в линии Карма Кагью тибетского буддизма, узнал Кармапу, используя духовные методы, применявшиеся на протяжении многих веков. В 1994 году Кармапа в возрасте одиннадцати лет вместе с семьей бежал из Тибета и был затем официально признан Шамарпой в качестве 17-го Кармапы.
С 1994 года Гьялва Кармапа, Тринле Тхайе Дордже живет в Индии и продолжает получать свое духовное образование под наблюдением Кюнзига Шамарпы. В его занятиях главное внимание уделяется философии и медитации. Начиная с 1998 года, одним из его учителей является профессор Семпа Дордже, принадлежащий к выдающимся ученым нашего времени.

Что вы можете сказать по поводу того, что сейчас все больше буддизм перемещается на Запад? Как вы оцениваете развитие западных буддистов?

— Я был на Западе и видел, что Дхарма там развивается чрезвычайно хорошо. Я надеюсь, что так будет продолжаться и дальше, и развитие будет становиться все более интенсивным. Многие люди упорно работают ради распространения Дхармы. Происходит по-настоящему большое развитие, и я желаю от всего сердца, чтобы однажды ситуация могла стать точно такой же, как во времена Будды. Важно развивать понимание, которое позволит нам быть готовыми ко всему. Мы должны быть готовы и к хорошему, и к плохому. Если случится что-то негативное, мы должны совладать с этим, используя Дхарму как средство. Если есть препятствия, то важно ни на миг не поддаваться негативным мыслям. Таким образом, очень важно всегда, для преодоления препятствия, применять Дхарму. Завершив свое образование, я, конечно же, буду приезжать, чтобы учить. Я буду ездить повсюду.

Есть ли у вас ученики на Западе, в Украине? Каким образом вы встречае-тесь? Собираетесь ли вы посетить Украину?

— Есть много последователей буддизма, и я не хочу всех захватить и сделать всех одинаковыми. Моей мотивацией является желание просто учить, объяснять, разрешать сомнения людей. Конечно, у меня есть свои ученики — так всегда происходит с теми, кто дает поучения и я не хочу отличаться. Я буду стараться делать все таким естественным образом, как только возможно. Я уже посещал Венгрию, Австрию, Германию и Польшу и давал там буддийские поучения. В Германию на встречу со мной приехало более 6 тысяч последователей буддизма со всего мира. Но впредь я собираюсь больше ездить сам. Мне нравится путешествовать и я буду делать это очень часто. Я очень надеюсь, что в октябре мне удастся при ехать в Россию и Украину. Так же я встречаюсь со своими учениками в Индии — раз в год они имеют такую возможность приехать ко мне в Калимпонг и я очень рад этим встречам.

Ургьен Тринле

Кармапа Ургьен Трине, который бежал из Тибета в январе 2000 года и о котором много говорят и пишут средства массовой информации, не тождественен Тринле Тхайе Дордже. Ургьен Тринле был первым, кто получил звание «живого Будды» от коммунистического Китая. Он был выдвинут с помощью Ситу Ринпоче, третьего по рангу ламы в линии Карма Кагью. Признание Ургьена Тринле в качестве перерождения 16-го Кармапы основывалось на «письме с предсказанием», якобы написанном 16-м Кармапой. Однако, подлинность этого письма сомнительна. Просьба Кюнзига Шамарпы и многочисленных последователей традиции Карма Кигью о судебной проверке письма была опровергнута со стороны Ситу Ринпоче, и эта ситуация до сих пор не изменились. Ситу Ринпоче утверждает, что он получил это письмо от 16-го Карманы. Кроме того, Ургьен Тринле был признан в качестве Кармапы Его Святейшеством Далай-ламой, что является беспрецедентным в истории тибетского буддизмы. Следует также подчеркнуть, что Далай-ламе была предоставлена ложная информация о том, что все важные сановники традиции Кигью единодушино согласились с тем, что Ургьен Тринле — Кармапа. Он дал свое одобрение на основе этой информации.

Автор выражает благодарность за помощь в подготовке интервью господам Ханне и Оле Нидал.