Комсомольская правда в Украине

От буддистского центра в Харькове до иерусалимского меридиана.

Участники хода примирения уже прошли пол-Украины

Как уже сообщала Комсомолка (см. «КП» от 7 сентября), участники Хода примирения прошли более 2 тысяч километров. На прошлой неделе они побывали в Харькове и посетили не только многочисленные христианские храмы, но и буддистский центр школы Карма Кагью.

Жанна Майская, Комсомольская правда в Украине. — 2004. — 11 сентября. — с. 11

Человечество спит и видит cны

Найти буддистский центр в Харькове без проводника приезжему нелегко. Совсем рядом работают заводы, мчатся по трассам тысячи автомобилей, а на тенистой улице Котовского тихо и спокойно, словно в селе. Несколько лет назад группа единомышленников (всего около 60 человек) купили здесь вскладчину землю и построили уютный особняк для медитаций, общения и встреч с гостями.

Ход примирения 7-10 сентября

Входя в здание, мы снимаем обувь — такова традиция. Поднимаемся  на второй этаж и заходим в ярко освещенную комнату.  На стенах портреты учителей школы Карма Кагью, на небольшом возвышении статуэтка Будды. Столов и стульев нет, поэтому усаживаемся прямо на устланный коврами пол.

Справка «КП»
Ход примирения начался 19 августа, в день Яблочного Спаса, в небольшом городке Судовая Вишня Львовской области. Его участники — представители восьми религиозных конфессий и мирянин Игорь Дидковский — собираются пройти всю Украину и посетить 300 культурных и религиозных святынь. Ход не является политическим или крестным .

— Определение буддизма лучше всех дал сам Будда, — говорит участник Хода примирения президент Центра украинского объединения буддистов школы Карма Кагью Томаш Фридман. Буддизм изучает то, каким все является на самом деле. Это наш ключ к счастью. Согласно буддистскому учению реальный мир — это коллективный сон, возникающий из первичного сознания всех существ (имеются ввиду не только люди, но и любые другие проявления нашего мира). Во время многочисленных реинкарнаций (перерождений) каждое из этих существ совершает действия, которые ведут к страданию или к счастью, а также к страданию или к счастью других людей. (Если, например, в этой жизни мужчина изнасиловал женщину, то в следующей он может родиться девочкой и стать объектом насилия. Прим. ред.)

Мы пытаемся на основе полученного в время медитативной практики опыта и действий во благо других людей познать причины того, что происходит с нами сейчас, не допустить негативных последствий в будущем и стать счастливыми. А также раскрыть имеющийся в каждом человеке потенциал Будда-природы, что означает бесстрашие, мудрость,  активное сочувствие ко всем живым существам и неиссякаемую радость.

ФОТО: Валентин Гончар

ФОТО: Валентин Гончар

Свобода выбора — превыше всего

Интересно, что буддисты не склонны поклоняться богам. Они считают, что не Всевышний несет ответственность за нашу жизнь, а сам человек. Поэтому не надеются на чудеса, а стремятся помочь себе сами.

По словам одного из моих собеседников, до прихода в буддизм у него было очень много неурядиц в личной и профессиональной жизни:

— Я не уживался ни в одном коллективе, — вспоминает Алексей. — Предъявлял к людям чересчур завышенные требования, постоянно ссорился с любимой женщиной. Мне казалось, что весь мир ополчился против меня. Но на самом деле я сам «воевал» с теми, кто меня окружал. Окончательно устав от одиночества, я начал читать книги о буддизме, медитировать и  неожиданно понял, что невезение является следствием моих собственных амбиций и неверного поведения. После этого у меня словно камень с души свалился! Я вдруг осознал, что не могу переделать людей, но в состоянии помочь им найти выход из трудных ситуаций. Теперь у меня все хорошо.

КСТАТИ

К Будде приходили три типа людей: погруженные в собственные проблемы, остро воспринимающие страдания других существ и ощущающие в себе Будда-природу. Поэтому он дал три типа поучений:

✓ Малая колесница — о том, как освободиться от собственных горестей.

✓ Большая колесница — о развитии мудрости и сочувствия.

✓ Алмазная колесница — о Будде-природе. Школа Карма Кагью относится к Алмазной колес нице. Ее духовным главой является 17-й Гьялва Кармапа Тхайе Дордже.

В то же время буддисты уважают свободу выбора каждого человека и признают все религиозные конфессии и течения:

— У моей близкой подруги родители христиане, — говорит харьковская буддистка Юлия. — Пока она не достигла совершеннолетия, они не пускали ее в наш центр. А теперь постоянн0 спорят с ней до хрипоты о смысле жизни.

Я очень рада, что по инициативе Игоря Дидковского был организован Ход примирения в котором участвуют представители всех вероисповеданий. Может быть, прочитав об этом в «Комсомолке», папа и мама моей приятельницы будут более лояльно относиться к ее выбору. Поймут, что у каждого человека в жизни свой путь. Не имеет значения, верит он в Бога, или нет. Главное, чтобы он был добрым, порядочным, открытым для общения, стремился совершенствоваться и помогал тем, кто его окружает.

ЛИКБЕЗ «КП»

Принц Гаутама (при рождении названный Сидхардха, что означает «Достигший цели»)жил в Индии в VI — V веке до н.э. Его богатые родители всячески оберегали сына от тягот жизни. Принц Гаутама был всем обеспечен, у него была красавица жена и сын.

В 29 лет он впервые вышел за стены дворца и встретил больного человека, похоронную процессию и отшельника. Поразившись неизбежности смерти и страданиям людей, принц дал себе обет найти способ избавления от обреченности жизни.

Шесть лет Гаутама странствовал по Индии, учась мудрости у известных учителей и отшельников. Но ни один из них не смог дать исчерпывающего ответа. Закончив очередное обучение, принц почувствовал близость к пониманию истины и на несколько недель погрузился в медитацию под деревом в деревушке Бодхгайе, где обрел понимание природы вещей и стал Буддой.

В течение 45 лет Будда рассказывал о постигшем его открытии, но не оставил после себя никаких письменных источников. Его учение передавалось и записывалось учениками и последователями, принимавшими участие в беседе.

Скончался Гаутама в возрасте 80. лет. Перед смертью он просил монахов запомнить два условия, гарантирующие сохранение его учения на многие века: не ссориться из-за мелких и ничтожных предписаний дисциплины в общине, соблюдая наиболее существенные наставления, и ревностно стремиться к просветлению, познанию.