Томаш Фридман: На протяжении всей нашей жизни мы делаем только две вещи: пытаемся избежать проблем и стать счастливее

Сергей Попов, Виктория Пясецкая // E-NEWS. — 2007. — 22 июня

Орфография оригинала сохранена

Томаш Фридман

Томаш Фридман

Томаш Фридман, президент религиозного центра украинского объединения буддистов линии Карма Кагью, в беседе с журналистами E-NEWS рассказал о том, что значит быть смелым, мудрым, счастливым и как постичь смысл жизни.- Расскажите, пожалуйста, о развитии буддизма в Украине.

— Про жизнь Будды в Украине известно еще с ХІ столетия. Многие из украинских поэтов, писателей, философов говорили и писали про жизнь Будды, увлекаясь его философией, его мировоззрением.

Первые наши ячейки появились в Украине в 1991 году. И с тех пор наша школа, одна из старейших школ тибетского буддизма, все больше и больше развивается в нашем государстве.

- Какой охват буддистского движения в нашей стране?

— У нас есть 15 центров. Фактически буддистское объединение Карма Кагью — это наибольшая буддистская организация в Украине мы существуем с 1991 года. Скоро будем праздновать 20-летие. Количество мы никогда не подсчитываем. У нас нет такого подхода, чтобы считать количество людей, которые приняли для себя такое мировоззрение, как учение Будды. Можно говорить приблизительно, сколько в тех или иных наших центрах насчитывается активных практикующих буддизм. Дело в том, что поскольку мы не являемся церковью, то для нас самое главное, чтобы человек практиковал. Это для него в первую очередь важно. Не просто изучал какую-нибудь информацию, но и воссоздавал это в своей собственной жизни.

Если говорить о ячейках, Будда говорил часто так: если есть озеро, то туда обязательно прилетят и лебеди, если есть цветы, то к ним прилетят пчелы. То же самое можно сказать и о наших ячейках. Это места, где мы можем собираться и слушать учение Будды, медитировать.

- Согласны ли вы с тем, что буддистские центры есть некими элитными клубами?

— Что вы называете элитными клубами? Если есть членский билет? Куда можно попасть только по рекомендациям? Не так много людей в своей жизни встречают это учение. А если и встречают, то не так много людей не только интересуются этим учением, но и пытаются использовать его в собственной жизни.

- Какие категории людей больше интересуются учением Будды?

— Больше, к счастью, молодежь. Это дает надежду в том плане, что молодежь сейчас живет в совсем иных условиях, чем раньше, и молодежь становится все более открытой, образованной. А само учение Будды дает возможность быть достаточно критичным. Не верить на слово, приобретать собственный опыт в жизни. Будда говорил: не верьте никому, даже мне — Будде до тех пор, пока вы сами не убедитесь на собственном опыте в том, что я вам говорил. Я желаю всей молодежи Украины иметь таких честных учителей. Буддизм – это учение, которое воспитывает уважение к другим, самоуважение, независимость, самостоятельность мышления, воспитывает любовь к живому, развивает бесстрашие, сочувствие, мудрость. Что еще может быть лучше?

- Не встречаете ли Вы враждебное отношение в Украине со стороны представителей других религий, в частности христиан?

— Украина — это поликонфессиональное государство, а не христианское. Другое дело, что большинство украинцев считают себя христианами, но на самом деле Украина настолько быстро развивается в плане поликонфссиональности, что говорить о том, что Украина христианское государство я бы не стал

Откровенного противостояния никогда не было за эти годы. Были отдельные случаи, когда кто-то из священников говорил, что мы сатанисты. Вот и все. Но это на самом деле просто показывает, что сам человек не знает, что это такое.

- Чем популярнее становится учение Будды, тем больше появляется псевдолитературы и псевдоучетилей. Как различить, где истинное учение, а где – нет?

— Такая опасность всегда существует. Избежать же этого можно только пытаясь развивать в себе независимость. Не доверять всему тому, что кто-то говорит. Я думаю, что если какой-либо учитель сразу требует от нас денег или требует каких-либо еще действий или полного и безоговорочного поклонения, тогда это не учитель. Он учит только тому, чтобы мы были ему верны, так как он этого хочет. Он не развивает.

Настоящий учитель — это тот, кто может нас чему-то научить. В духовном плане, если учитель может нас обучить большей внутренней самостоятельности, любви к другим, знанию того, почему у нас есть проблемы и как из них выкрутиться, как избежать проблем, как стать действительно полезным себе и другим, — тогда это учитель.

- Расскажите немного о медитации.

— Медитация занимает важное место в буддистской практике, потому что именно благодаря медитации мы можем информацию, которую мы получаем про учение, воссоздавать в нашей жизни. На самом деле медитация означает бытие в том, что происходит без того, чтобы отталкивать что-то, либо, наоборот, попытаться взять в руки, привязаться. Это такая внутренняя ситуация или состояние, когда человек имеет свой центр. Когда он находится в таком состоянии, которое действительно соответствует глубокому равновесию, благодаря которому человек может проникнуть в суть всех вещей

Для медитации есть определенная поза. Далеко не все европейцы могут в ней сидеть. Поэтому можно ее практиковать просто сидя. Существует два вида медитации. Это медитация, благодаря которой наш ум становится спокойным сконцентрированным, но не жестко сконцентрированным. Расслабленно сконцентрированным. Это большая разница. И после этого наш ум становится спокойным, когда мы не бегаем за чем-то, мы вне суеты, тогда мы начинаем больше понимать.

Есть другая практика буддийской медитации. Это медитация проникновения или медитация мудрости.

- существуют какие-либо ритуалы посвящения в буддисты?

— Определенные ритуалы есть, но они уже не похожи на ритуалы, поскольку не ритуалы важны. Ритуал — это помощь человеку определенного культурного плана для того, чтобы человек легче мог войти в контакт со своим просвещенным разумом. Ритуалы есть. Например, когда кто-либо принимает буддистский приют, отрезаются кончики волос. Это можно назвать ритуалом. Но любой ритуал имеет точное объяснение, почему мы так делаем. Это не просто воспроизведение определенных движений. Если брать классический буддизм, например тибетский, там много ритуалов, и все они имеют свое значение. Мы, светские буддисты, пытаемся сразу войти в суть учения.

Когда тибетский буддизм только начинал свое движение в западном мире, определенные ритуалы еще были. А сейчас их все меньше и меньше. Они не есть особо важны для того, чтобы развивать себя и двигаться к цели.

- Сейчас на Западе из различных учений Востока часто берут отдельные положения, например медитацию, и применяют их в своей жизни, отбрасывая другие части этих учений. Как Вы к этому относитесь?

— Они не достигают тогда цели. Это целостное учение. Оно базируется на том, что, во-первых, мы должны иметь объективную информацию, и можем задавать вопросы другим. Во-вторых, мы должны медитировать для того, чтобы эту информацию опустить в наше сердце, чтобы это стало нашим собственным опытом. И, в-третьих, мы должны это воссоздавать в нашей жизни. То есть, не только говорить, что я такой хороший, прочитал много книг, медитирую, а на улице себя вести как последний хулиган. Поэтому, такие выщипывания что-то дают, но целостного движения это дать не может.

- Может ли человек, который самостоятельно, без учителя занимается буддизмом навредить себе? В чем может быть опасность?

— Опасность может быть в том, что растет наш эгоизм. Фактически мы ставим перед собой цель превратить все наши разрушающие эмоции — злость, гордыню, невежество в противоположные. То есть, раскрыть присущие нам любовь к существам, к жизни, раскрыть свойственную нам мудрость. Это означает, что наше эго становится все меньше и меньше. Мы не хотим всегда присваивать себе мир или отталкивать его. И когда человек имеет мотивацию развиваться на благо других, то это здоровый эгоизм. Когда же я думаю только о себе, я действительно начинаю считать себя супер-буддистом, тогда мое эго только растет. Это уже неправильная мотивация.

- Какие ограничения накладывает буддизм на людей?

— Главное — это не наносить вреда другим.

- А практичные вещи — в еде, в одежде?

— В еде главное не переедать, потому что тогда очень тяжело медитировать. Что касается курения, то это выбор личный. Курение наносит вред, потому что блокируются наши каналы, и мы не можем быть легкими. Но это выбор каждого. И если человек не может сейчас бросить курить, он сделает это позже.

Выпить, да мы не отказываемся от этого, но мы не напиваемся. Хорошее правило нашли в свое время греки: первая рюмка вина — для здоровья, вторая — для веселья, а третью пьют только свиньи. На самом деле, в компании не так и плохо немножко выпить. Это снимет напряжение. Человек выходит за собственные ограничения и начинает легче общаться. Но вы не найдете ни одного практикующего буддиста — пьяницу. Потому что любой алкоголь в превышенном количестве разрушает ясность, а наша цель — раскрыть эту ясность.

- Все ж таки, кем был Будда?

— Это обычный человек, такой как Вы, который жил и в определенный период своей жизни увидел, что есть такие моменты в жизни, когда надо ответить на определенные вопросы: какой смысл твоей жизни, когда нужно будет умирать, болеть. И в этом нет никакой привлекательности. Тогда Будда задал себе вопросы: неужели это будет происходить и со мной, как со всеми остальными, и, возможно ли найти путь для выхода из этого ограничения. Потому что, например, можно сказать, что мы ограничены возрастом, болезнями, отношением к тем или иным ситуациям. Тогда Будда сказал, что он хочет найти выход. И нашел его. А, найдя, начал учить других. Он создал себя. Но он не Бог.

- А в чем смысл жизни?

— Смысл жизни — это раскрыть потенциал своего ума. Быть счастливым, быть мудрым, быть участливым, быть открытым и радостным. Спросите любого прохожего, хочет ли он быть счастливым, мужественным, бесстрашным, внутренне независимым, не страдать, не иметь внутренних конфликтов. Я уверен, что все скажут «да». Задайте другой вопрос: ты не хочешь иметь проблем, тебе скажут «да». Вот и все.

Фактически на протяжении нашей жизни мы делаем только две вещи: мы пытаемся избежать проблем, и быть счастливыми.